Графомания (греч. grapho - пишу и mania - болезненная страсть) - болезненное стремление лица, лишенного таланта, к литературной деятельности, имитирующей настоящую литературу, искусство дискредитирует. В 20-е XX в. имел место так называемый "масовизм" в украинской поэзии, когда робсількор отождествлялся с писателем, "призыв ударников в литературу" на рубеже 20-30-х, призванных создавать "пролетарский реализм", лишенный эстетических критериев, а потому бесперспективен. Некоторые направления (социалистический реализм) создавали благоприятный микроклимат для Г., которая негативно влияла даже на неординарные творческие личности. Г. базируется на егалітарному представлении о том, что писателем можно стать, усвоив механизм конструирования литературного произведения. На самом деле, овладения, скажем, версифікаційною техникой при отсутствии таланта никогда не сформирует поэта. Существенные черты Г. и истинной поэзии, абсолютное различие между ними описала Лина Костенко, указывая на опасность імітат-литературы, собственно, імітат-поэзии:
Большие поэты не умеют писать стихов.
Клевал их орел в печень и сомнение сны пас.
Графоманові лучше. Графоман решил
написать -
и написал,
О что угодно.
Когда угодно.
Сколько угодно.
И всегда всуе.
Главное, еще не антинародно.
Народ засилосує.
А гениальные поэты - такие бездарные!
Выходят из ночей черные, как шахтеры из забоя.
А те клаптенята бумаги - то смертельные плацдармы
одинокой битвы с государствами,
Со временем,
С собой.
|
|