11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Валерьян Пидмогильный
Образ Степана Радченко в романе В. Подмогильного «Город»
Среди писателей, чьи имена современному читателю стали известны не так давно, Валерий Пидмогильный. Надо отдать данное: наследие писателя возвращено полностью, и его признали одним из самых колоритных писателей новейшей украинской литературы.
В биографии писателя есть много «белых пятен», она ждет своего исследователя. Известно, что родился он под Екатеринославом учился в университете, занимался педагогической деятельностью, работал в издательстве, секретарем секции художественной пропаганды, писал художественные произведения. Дату расправы над Валерием Пидмогильным не установлено: одни говорят, что его расстреляли на Соловках в 1937 году во время массового уничтожения политических заключенных, другие - в 1941 году.
Начал писать Пидмогильный в 20-е годы. Главный герой рассказов - интеллигентный мещанин, который отверг традиции старого быта, а на новый смотрит с високостей буржуазного индивидуализма. Отношение к автору рассказов и его личности было разное. Большинство литературных критиков требовали расправиться с ним.
Писателю делает честь то, что он, несмотря на яростные атаки, остался прежде всего человеком, думающим художником слова, которого волновали проблемы современности, человека, которому всегда сочувствовал. Он склонен к психологизма, и в этом видит главную свою задачу. Одним словом, уже в рассказах «В эпидемическом бы арапі», «Собака», «Проблема хлеба» В. Подмогильный утвердил себя «писателем с хорошей литературной школой».
Наиболее известное произведение автора - роман «Город», который он в 1928 году печатает в городе Харькове. В основе сюжета - история человеческой души (возможно, с автобиографическими элементами). Хотя сам писатель категорически отрицал отождествление героя с автором.
Главный герой - Степан Радченко. Выходец из села, он приходит в город и поступает в высшее учебное заведение. Через определенные обстоятельства не заканчивает вуз, устраивается на работу в журнале и одновременно начинает заниматься литературным творчеством. У Степана много друзей. их объединяет литературная жизнь.
На первый взгляд, это обычный тип интеллигента первых пожовтневих лет. Да это только так кажется. В. Подмогильный, мастер психологического анализа человеческой души, создал образ неоднозначный и, можно сказать, сложный. Это человек, полна противоречий: внешне он красивый, привлекательный, пользуется определенным авторитетом в литературных кругах, и у него темное нутро. Как говорит сам автор, осталось в нем что-то от дикого зверя. А город, который так гостеприимно встретил его, он хочет підтоптати, положить себе под ноги.
В душе Степана постоянный поединок добра и зла, правды и неправды, за свою беспринципность герой не может определить, что же главнее для него в этом поединке.
В. Подмогильный хорошо владел французским языком, перевел много с французского на украинский. Парадоксально звучат о том, что в 30-е, 50-е годы переводы писателя печатались без автора переводов.
Литературная критика сегодня, анализируя роман «Город» и главного героя, приходит к мысли, что он, Степан Радченко, напоминает Дорогого Друга из известного романа Ги де Мопассана.
И, внимательно читая роман, можно сделать и другой вывод. Нет, он не Друг, он - человек-завоеватель, которая разбазаривает свой талант. Вот один из эпизодов романа. Степана пригласили на вечеринку в институт, где он читает свой рассказ «Битва». «Успех, пишет автор, - был большой, - «и Степан к этому успеху отнесся неблагосклонно и даже не счел нужным поднять цветок, брошенную ему на сцену, этот первый лавр из венка своей будущей славы».
В разговоре с Борисом, откровенным сторонником литературы, Степан говорит, что рассказы - это шутка, это развлечение, а за ночь пишет несколько произведений в этом же жанре.
Иногда в голове Степана появляются действительно мысли, не присущие интеллигентному человеку. Поссорившись с Максимом, он пошел прочь. А в голове водоворот мыслей: эта сволочь ударила его в лицо! Ач который рыцарь объявился!
С большим удовольствием он вспоминал, как душил Максима, бил его, «выворачивал, колінчив и заодно сожалел, что так быстро прервал свою казнь. Убить бы гадюку! На уху растолочь!»
Он любил литературу, она стала ему близкой и дорогой. И литературу он расценивает как первый признак культурного человека.
Степан считал, что он человек насыщенного ума и поэтому не должен общаться «с людьми, теми далекими фигурами, что ему порой приходилось с ними здибатись». Жизнь людей казалось ему простым и никакого внимания не заслуживает.
Он принадлежал к тем людям, кто стремится шаг за шагом приближаться к поставленной цели, но не умеет почивать на остановках достижения. Желания его были поривними, они жгли его, звали напрямик через трудности. Казалось бы, а что здесь обидного. И дело в том, что при решении любых проблем душа Степана была «жерновом неустанным, что лишь вместе с отборным зерном плевелы и овсюг жизни».
Постепенно Степан овладевал городом. Сначала новая квартира (просторная, светлая, в центральном районе), а потом люди, знайомі. их родственники... и так вглубь города. «Его шляпа все чаще поднимался на улице...» Зоси, которую, казалось, полюбил, Степан доказывал превосходство общественного над личным, читал ей мораль, в которую и сам мало верил.
Парень время чувствовал, что теряет себя. Те частички своего «я» ему хотелось собрать, вернуть их к себе, выяснить свое естество. И на смену этим мыслям приходили совсем другие, противоположные.
Роман был воспринят официальной критикой с раздражением. Против Во-могильного было организовано целую кампанию. Писатель держался мужественно. Он шел путем аналитического художника. Он был моралист. В его романе, помимо основной проблемы, показаны самые разнообразные наслоения жизни. Со страниц книги предстает целая галерея образов, анкету каждого из них заполняет автор.
|
|