Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ
Семантика образа Омелька Кайдаша из повести И. Нечуя-Левицкого «Кайдашева семья»

Образ Омелька Кайдаша обрисовано в бытовом реалистическом плане. Шаг за шагом проходит в повести горестной жизни забитого крестьянина. Его бедственное автор сочувствует, хотя и насмехается с его безрассудных поступков, с его семейной войны. Но этот горький смех, в котором видим сумм. Кайдаш потерял авторитет главы семьи, не может понять, почему его не слушают дети, выглядит несчастным человеком.

Писатель проявил тонкую наблюдательность, умение находить характерные индивидуальные черты в портретной характеристике Кайдаша. «Одного летнего дня перед паликопою Омелько Кайдаш сидел в сарае на скамейке и мастерил. Широкие ворота из хвороста были открыты настежь. Густая тень в воротах сарая при ясном солнце, при ясном солнце, казалась черной. Будто нарисованный на черном поле картины, Кайдаш сидел в белой рубашке с широкими рукавами. Кайдаш строгал ось. Широкие рукава закачались до локтей; из-под рукавов были видны здоровые загорелые жилистые руки. Широкое лицо было худощавое и бледное, словно в лицо монаха. На сухом высоком лбу набегали густые морщины. Вьющиеся секущиеся волосы торчали на голове, как пух, и блестели сединой».

В описании портрета резко контрастируют черный и белый цвета. Зрительные эпитеты является живописной демонстрацией контрастных типовых деталей, к которым прибегает писатель, рисуя портрет Омелька Кайдаша, раскрывают не только внешние черты героя, но и его характер. Со страниц встает изнуренная тяжким трудом человек, которая претерпела на своем веку много бед. Об этом говорят и «здоровые загорелые жилистые руки», и «густые мелкие морщины» и «худощавое и бледное лицо». В большинстве случаев Кайдаш показан во время труда.

Кайдаш был набожным человеком, но его набожность, как и большинства крестьян того времени, не выходила за пределы обрядности, не касалась души. Он ходил каждое воскресенье и на службу, и на вечерня, приходил к церкви, когда та еще была закрыта,при отсутствии пономаря служил за него, светил свечи перед образами и подавал кадильницу священнику. Автор насмехается над религиозностью Кайдаша, который не освящает его душу, не делает его лучшим, потому что не проникает в самое сердце, он не способен постичь глубинную суть христианской религии, а потому и не становится на путь очищения.

Писатель подает амбивалентную характеристику героя: «Он был добрый стельмах, делал господам и крестьянам телеги, бороны плуги и рала и зарабатывал хорошие деньги, но никак не мог удержать их в руках. Деньги бежали к кабатчику. Барщина положила на Кайдашеві свой напечаток». Из церкви Кайдаш направляется в трактир и пропивает заработанные деньги.

Во времена крепостного права ему не принадлежало ничего. Все, что он зарабатывал - он зарабатывал для господина. Кайдаш не умеет работать на себя, на своих детей, на свою семью. Не стало господина, он работает на трактирщика, не изменяя своим старым привычкам - искать иллюзорного спокойствия души в рюмке. Неустанно работая сам и привлекая к работе своих сыновей, он не беспокоится об увеличении семейного добра, земли, изобилия. Зато требует уважения к себе, не понимая смешная и унизительности своего поведения в нетрезвом состоянии.

Пьяный Кайдаш не ориентируется в пространстве, не может контролировать свои поступки, отвечать за них, выглядит смешным и жалким. То вполне закономерно, что он теряет руководящие позиции в собственной семье.

В ссорах между свекровью и невесткой он пытается согласно нормам жизни патриархальной украинской семьи брать верх, но, потеряв авторитет человека за свою пьянку, он не в состоянии удержать авторитет отца.

В сцене семейной ссоры, которая началась из-за пустяка - мотовило, поражение потерпел не только старый Кайдаш, поражение потерпели все члены семьи, поэтому и вскрикнули они в один голос. Поражение потерпел старый патриархальный уклад украинской семьи, который держался на беспрекословном авторитете родителей. Сравнивая членов семьи Кайдаша с такими повышенными образами как скала, морские волны, Нечуй-Левицкий придает ситуации комического и одновременно трагического окраску. В мелких забавных ссорах пренебрегается уважение к родителям, любовь к детям, уничтожается понимание, как основа семейной коммуникации. То это действительно смех сквозь слезы.

После драки с сыном Кайдаш уже навсегда потерял равновесие. Кайдаш не понимает, почему разрушаются привычные старые патриархальные устои, морально-этические нормы, выработанные издавна, почему сын поднял на него руку, он не верит в возможность лучшей жизни, поэтому начал пить еще сильнее, чем первое пил.

Частое употребление водки приводит Емелю до тяжелого заболевания. Ему, как и героям Гоголя, спьяну лезет в глаза всяческая мистическая чертовщина. То Емеле кажется, что он потерял глаза, то мерещатся черти, сидящие верхом на свиньях или выглядывают из печи, то какая-то коза с красными глазами, с огнем во рту. Комические фантасмагории Кайдаша автор выстраивает на основе народного творчества, чем углубляет смеховой эффект.

Кайдаш, не имея возможности из-за собственной ограниченности понять причины, которые делают его жизнь невыносимой, покорно обращается к Богу, исполняет религиозные обряды, ходит в церковь, усердно постится в пятницу, потому что убежден: кто постится в пятницу никогда не потопне в воде.

Автор насмехается над забобонністю не только Кайдаша, но и всех украинских крестьян, над их неспособностью давать объективную оценку вещам и событиям, изображая процесс исцеления Кайдаша от белой горячки.

Рецепт бабы Палажки вызывает смех из-за своей абсурдности. Участники этого действа с полной серьезностью воспринимают то, что происходит и этим еще больше углубляется комизм ситуации. Здесь мистика помешанный с реальностью жизни: Кайдашеві поможет зелье или нет, а Палажці помогло улучшить свое материальное положение - она была щедро вознаграждена.

Кайдаш полностью потерял свой авторитет и «од того времени Лаврентий забрал в свои руки и волы, и телеги, и все хозяйство. Загнали дети отца на печь на одпочинок». Свое змізернення осознает и сам герой: «Был я когда-Кайдаш, а теперь перевелся на маленького Кайдашця», - говорил Кайдаш за рюмкой водки в кабаке.

Обмельчания авторитета Кайдаша вылилось в его ненужности в семье и закончилось смертью втопленика, смертью против которой Кайдаш постился в пятницу в течение всей жизни.