Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Силабо-тоническое стихосложение (греч. syllаbe - слог и tonos - ударение) - система стихосложения, в основу которой положен принцип выравнивания ударных и безударных слогов, их дежурство, количество и место расположение ритмических акцентов в віршовому строке. В украинской поэзии С.-т.в. появилось в XIX в., придя из русской поэзии, вытеснив силабічну систему и сосуществуя с национальным коломийковим размером, широко используемым Т.шевченко. Однако первые попытки перехода на силабо-тоника наблюдаются уже в творчестве Некрашевича во второй . половине XVIII в., но только в поэме Котляревского "Энеида" четырехстопный ямб зазвучал естественно, открывая перспективу для С.-т.в. в украинской поэзии. Состоит оно из двоскладової (хорей - с ударением на первом слоге; ямб - на втором слоге) и трискладової стоп (дактиль - с ударением на первом слоге, амфібрахій - на втором, анапест - на третьем слоге); соответственно так называются и стихотворные размеры. Характерная черта силабо-тонического стиха - ритмоінтонаційна инерция благодаря схеме распределения ударных и безударных слогов, что дает возможность соответственно систематизировать ритмичное движение поэтического вещания. Большое значение для ритмического разнообразия такого стиха имеет также наличие пірихіїв или появление надсхемних ударений. С.-т.в. в сегодняшней украинской поэзии сосуществует наряду с тоническим (акцентный стих, паузник и др.).