Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей


Автор: Роксолана

Философские мотивы поэтического творчества Сковороды

Среди славных прогрессивных деятелей прошлого, которыми гордится наш народ, одно из почетных мест принадлежит выдающемуся мыслителю-гуманисту, писателю-демократу Григорию Сковороде. Иван Франко справедливо отметил: Григорий Сковорода - появление весьма замітна в истории развития украинского народа, видимо не найзамітніша из всех духовных деятелей XVIII века".
В своем творчестве Сковорода постоянно провозглашал идеи демократизма и гуманітаризму, любовь к родному народу и ненависть к его угнетателям, предсказывал светлое будущее своей родине. И поэтому не случайно лучшие произведения писателя не потеряли своего значения и сегодня.
Литературное наследие Григория Сковороды достаточно разнообразна и многогранна. Это философские и педагогические трактаты, проповеди, притчи, байки, оригинальная и переводная поэзия. Очень важно то, что почти в каждом из этих произведений счастливо сочетается Сковорода-философ и Сковорода-художник слова одновременно: вообще невозможно отличить в Сковороде писателя от философа и даже человека, потому что все это у него было с сказал объединено воедино.
Очень важной вехой в жизни Григория Сковороды был Переяславский период, когда писатель вернулся из своих заграничных странствий; произведения, написанные в этот период он об"объединил в сборник "Сад божественных песен". В этих стихах мы найдем морально-философские размышления о смысле жизни, о істене счастье, добро, честность; одной из ведущих тем лирика-поэта в этот период является тема поиска счастья, морального усовершенствования. "Пісня21" из этой подборки так и начинается:"Счастье, где ты живешь?" Иногда писатель сомневается в возможности человеком найти счастье, а порой уверен в том, что оно доступно каждому человеку. Один из путей в достижении счастья Сковорода видит в том, чтобы соединиться с природой. В поэзии "Весна люба,ах, пришла!Зима лютая,ах,прошла!" он проявляет свой философский взгляд на идею необходимости познания природы, единение человека с природой, жить в согласии с ней, потому что, только зріднившись с природой, человек сможет проявить свои духовные качества.
Одной из ведущих идей в философской системе Сковороды была идея свободной личности, ее он провозглашает в поэзии "ГДЕ ЛИБЕРТАТЕ", будучи сам свободным человеком, он ценил свободу превыше всего; сравнивая ее с золотом, он называет последнее болотом. В этом же стихотворении воспевает "отца вольности" Богдана Хмельницкого, боролся за свободу и независимость Украины против польской шляхты.
Григорий Сковорода отрицал деспотию любую, презирал царей любых. Говорят что ему принадлежит такое высказывание:" Я не высоко уважаю и не уважаю не только таких царей, каким был Ирод, но даже и хороших царей", быть свободным для него означало избавиться не только от социальных оков, но и духовных.
Свободный человек свободен во всем: она не зависит от богатства, от другого конкретного человека, она раскрепощенная вообще.

Одной из главных философских проблем, их мы найдем в творчестве Сковороды есть проблема -"работы": она звучит чаще всего в баснях, написанных прозой (время ритмизованной), но это очень важно, и ею великий мыслитель заинтересовался (бака "Пчела и Шершень"), а также "Басня о Кошках", помещенная в произведение "Алфавит или букварь мира"). А в притче "Благодарной Броди" Сковорода ставит не менее важную проблему природовідповідного воспитания, суть ее заключается в том, что человек от природы добра, в ней заложенные природные способности и наклонности, но их надо оберегать и развивать. Как нельзя учить яблони, как родить яблоки, так нельзя кординально менять то, что заложено в человеке природой. Важная философская проблема текучести времени также нашла отражение в "Сад божественных песен" Г. Сковороды. В "Песни XXIII" как раз идет речь о том, что человек преступно не бережет время, а лучше честно прожить один час, чем прогулять весь день, ибо человек никогда не сможет вернуть то, что прошло мимо нее.
Философские мотивы поэзии Г. Сковороды стали источником творчества многих украинских поэтов. О влиянии философа найдем показания в творчестве П. Тычины, М. Рыльского, А. Малышко, И. Драча, П. Тычина посвятил Г. Сковороде одноименную поэму, а М. Рыльскому принадлежит поэма "Слово о родной матери", в которой он обращается к образу мыслителя, а также поэзия "Китаев", в которой о нем есть такие строки:
Пусть прикладываются прочами
К перепуганных икон,
Пусть изрекает Первозванный
Царей, господ, короны и трон,_
И с посохом пилигрима
В новые села и огороды
Направляется тень неутомима
Грирогія Сковороды!