Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

МАКСИМ РЫЛЬСКИЙ
Человек и природа в поэзии Максима Рыльского

Максим Рыльский - поэт, ученый, общественный деятель - один из титанов украинской культуры. Радость творческого труда, глубокий патриотизм, ясное мировосприятие - все это было присуще ему. Искренность - это несомненное свойство м. рыльского. Он мог ошибаться. Ошибаться - это, как відано, вообще человеческая черта, но он никогда не служил потому, что считал неправдой.

Его первая книга "На белых островах" интересна, во-первых, как контраст большей части последующих книг поэта. Ранние поэзии чаще похожи на незавершенную импровизацию. Это лирика "настроений". В первой книге у поэта еще не было собственных слов для воссоздания картин природы. И "белые острова", и цветы, и птицы были там какими-то абстрактными понятиями. Позже они становятся конкретными: вместо цветов вообще появляются белая гречка, скошенное просо, яблоки. Словно солнечный луч, пройдя по земле, заставило ее выигрывать разнообразными красками. Мир оживает, становится "веселым", и из уст поэта взлетают непривычные ранее для него слова:

 

Клянусь тебе, веселый свет,

Клянусь тебе, мое дитя,

Что буду жить, пока жить

Мне позволит дух жизни.

 

Правда, этот "дух жизни" - пока что понятие шаткое. Одна из его признаков - неизменность. Лето горячее, дремлет старый дом, задумчивый собака ухом отгоняет надоедливых мух, над всем этим будто остановился* время: зеленый летний день разлегся на земле словно на веки вечные, всегда будут бродить в тени деревьев полусонные куры, всегда будет дрожать в небе шуляк. В это время задача искусства поэт хочет видеть в доброжелательном нейтралитете, сравнивая поэзию с просветом голубого неба в темных лесных чащах. Но книжный туман, что окутывал живую действительность, растаял, и во всех его изменениях и противоречиях встал жизнь.

Природа, как и раньше, близкая и дорогая поэту. Он внимательно читает ее книгу и находит на каждой ее странице образы-символы, укрепляют его веру в жизнь.

Вот картина весеннего перелета журавлей, за которыми поэт следит с киевской улицы. В стройном лете журавлиного ключа он видит аллегорию, что отражает творческие стремления людей:

 

Летит отважный, мудрый предводитель,

И все ровняют лет свой по нему,

И знает всяк свою цель и дорогу.

 

В весеннем цветении жизни особенно остро и ярко воспринимает поэт все явления окружающей действительности, ее мельчайшие детали. М. рыльский умеет с незначительных, обычных фактов делать обобщения, связывать малое с большим, личное с общественным:

 

Я говорил синкові, что цветет Вкраина,

Потому что она - страна в Стране Советов,-

И плыла в даль белая паутина,

И посмеивалось небо, как голубой сад.

 

При большом умении раскрывать обобщенные идеи, Рыльский - и в этом его индивидуальная особенность - ценит "очарование милых мелочей" и умеет воспроизводить его. Мало кто с годами не теряет интереса к тому, что повторяется и становится привычным. А тем временем из таких деталей складывается большое "чувство жизни". Кто умеет так чувствовать мир, поэтому уже не нужны "бригантины", "коралловые рифы", потому что лук, соль, півхліба, три тарани утром над водой, когда на бледном грани небес трепещет первый огненный луч солнца,- становятся прекрасными, такими же, как прозрачные стрекозы, что весной вылетают на поверхность воды, как весенний мотылек, который пролетел, подобный сухого листочка. Никаких скрытых мыслей нет в этих образах Рыльского, и они обогащают наше мировосприятие, заставляют полнее и шире смотреть на действительность.