Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Прокопович Феофан

(1681-1736)

Прокопович Феофан

Церковный и общественный деятель, писатель, ученый
Феофан Прокопович (Єлеазар) родился в Киеве 7 июня 1681 года в семье лавочника Церейського. После смерти отца и матери его опекуном стал дядя по матери Феофан Прокопович, наместник киевского Братского Богоявленского монастыря, профессор и ректор Киево-Могилянского коллегиума. Дядя отдал Єлеазара в начальной школе при монастыре. По окончании ее, Єлеазар становится студентом Киево-Могилянского коллегиума. В годы учебы был одним из лучших учеников, хорошо освоил церковнославянский, греческий и латинский языки, не раз побеждал в научных диспутах, кроме традиционных для коллегиума дисциплин изучал произведения европейских философов. После смерти дяди, Феофана Прокоповича, его поддерживал киевский митрополит Варлаам Ясинский. 1698 года Єлеазар заканчивает Киево-Могилянский коллегиум и решает продолжить образование. Того самого года вступает в Владимир-Волынского униатского коллегиума, живет в базиліянському монастыре, где принимает унию и постригается в монахи под именем Елисея. Униатский владимир-волынский епископ Заленский заметил необычные способности молодого монаха и способствовал его переводу в Римской католической академии св. Афанасия, в которой готовили богословов для распространения католичества среди сторонников восточного православия. В Риме Елисей пользовался ватиканской библиотекой, кроме богословских наук изучал произведения древних латинских и греческих философов, историков, памятники старого и нового Рима, основы католической веры и организации папской церкви, знакомился с произведениями Томмазо Кампанеллы, Галилео Галилея, Джордано Бруно, Николая Коперника. 28 октября 1701 года покидает Рим, не окончив полного курса академии. Пешком проходит Францию, Швейцарию, Германию, некоторое время изучает в городе Галле, где знакомится с идеями реформаторства. в 1704 году возвращается в Украину, сначала в Почаевский монастырь, потом в Киев, отрекается от католической веры, проходит эпитимию и постригается в православные монахи, приняв имя Феофана в память о своем дяде. С 1705 года преподавал риторику, поэтику и философию в Киево-Могилянском коллегиуме, заключил курс пиитики и риторики, написал трагикомедию «Владимир», посвятив ее гетману Ивану Мазепе. Одновременно пишет и произносит богословско-философские проповеди, благодаря которым был замечен киевским генерал-губернатором Д.Голіциним и О.Меншиковим. 1707 года становится префектом Киево-Могилянской академии. 1711 года его принимают в составе свиты царя Петра I в Прутский поход, во время которого в Яссах он произносит по случаю годовщины Полтавской битвы проповедь, которая понравилась царю. После возвращения в Киев Феофана Прокоповича назначен ректором Киево-Могилянской академии и профессором богословия. Одновременно он становится игуменом Братского монастыря. в 1716 году по желанию Петра I Прокопович переезжает в Петербург. 1718 года назначен епископом псковским и нарвским, становится приближенным к царскому двору. Пишет по заказу царя книги «Апостольская география», «Краткая книга для обучения отроков», «Духовный регламент». 1721 года назначен вице-президентом святейшего синода, председателем которого был выходец с Украины Стефан Яворский. 1724 года Феофан по приказу царя пишет указ об устройстве монашества, который упорядочивал и регламентировал монастырскую жизнь по образцу древних монастырских уставов, направлял монашеская жизнь на пользу обществу, принимает активное участие в осуществлении реформ в России. После смерти Петра I способствует восхождению Екатерины I на трон. 1725 года Прокоповича назначен архиепископом новгородским и первым членом синода, фактическим главой Русской православной церкви. Он принимает участие в организации Российской Академии наук, возглавляет так называемую «ученую дружину» деятелей культуры, к которой принадлежали Татищев, Кантемир и др. Последнее десятилетие жизни почти оставил деятельность ученого, подвергался преследованиям со стороны противников петровской политики, которые плели вокруг Прокоповича интриги, слали доносы в синод, пытаясь лишить его высокого положения в церковной иерархии. 19 сентября 1736 года умер в Новгороде, похоронен в новгородском Софийском соборе.
Жизнь и деятельность Феофана Прокоповича четко делится на два периода: киевский, когда он выступал как блестящий ученый, писатель, философ, педагог, и петербургский, когда ему приходилось быть в основном церковным и политическим деятелем. Первый период приходится на 1705-1716 годы, когда Феофан Прокопович преподавал в Киево-Могилянской академии риторику, пиитику, арифметику, геометрию, философию и богословие. Ему принадлежит заслуга того, что он, как и многие из последователей Петра Могилы, был одним из сторонников отхода от схоластических методов преподавания. Прокопович, в отличие от многих других киевских преподавателей, был знаком с трудами известных тогдашних европейских философов и первым начал пропагандировать в академии философию Декарта, Локка, Бэкона, Спинозы, Гоббса, которые вели решительную борьбу за очищение и перестройку ума от средневековой схоластики, пустого красноречия, слепого подражания псевдонаучных догм, и призвал идти к постижению истины путем знаний. Феофан Прокопович признавал Бога как основу всего сущего, но в то же время он считал, что «материю нельзя никогда ни создать, ни разрушить, ни уменьшить, ни увеличить», поскольку она развивается на почве собственных, заложенных природой закономерностей. Он отвергал взгляды, по которым материя не имеет собственного существования, называл учение Платона «сказкой», а его же учение об идеях - пустым бредом, потому что считал, что ничто не возникает из ничего и мир является материальным. Материя едина и в львиные, и в камне, и в человеке. Возникновения и уничтожения, «круговорот небес», движение элементов, активность и неподвижность, другие состояния и возможности вещей происходят благодаря движению, который является основой всего. Феофан Прокопович решительно выступил против суеверия и даже решался дать критический анализ Святого Писания. В составленном им самим курсе лекций по философии он утверждает, что «за пределами этого мира ничего нет». В подтверждение ученый анализирует систему Коперника и учение Галилея. Стремясь дать научное объяснение природным явлениям, он использовал в своих лекциях научные эксперименты с использованием микроскопа, телескопа, армілярної сферы, основанной на учении Коперника. Поддерживая учение Коперника и Галилея, которых в свое время запретила папская инквизиция, Прокопович выступал за право каждого познавать и защищать истину, стремился сблизить философию с точными науками, связать логику и риторику с практикой. Прокопович считал, что между положениями Священного Писания, законами природы и умом человека не должно быть противоречий, поскольку они гармонично устроены самим Творцом. Текст Святого Писания следует понимать аллегорически, соответственно уровню представлений и научных знаний времени. Утверждение науки остаются незыблемыми, если они вытекают из истинных ссылок. Когда же возникают противоречия между текстами Священного Писания и данным науки, Прокопович считает, что следует придерживаться науки, для которой Священное Писание не может быть препятствием. Феофан Прокопович отстаивал мнение многих тогдашних ученых Европы, что технические достижения должны стать достоянием всего человечества, призвал не бояться нового, брать у других народов все лучшее. Он высоко ценил и использовал в своей деятельности принцип сомнения и отрицал слепую веру в догмы и авторитеты в науке. Он осуждал легкомыслие в оперировании фактами истории, считая, что в этой науке все должно воспроизводиться так, как было на самом деле. Феофан Прокопович, заключая курсы лекций, которые он читал в Киево-Могилянской академии, значительно расширил, по сравнению с предшественниками, курсы физики, логики, геометрии, начал преподавание математики и физики на уровне лучших образцов европейской учебной литературы того времени. Теоретические основы и направленность на современные достижения науки было продолжено в научных курсах следующих после Прокоповича преподавателей Киево-Могилянской академии - С.Кулябки, М.Козачинського, Г.Кониського, Й.Томилевича, Т.Яновського, которые сделали значительный вклад в развитие украинской науки. В петербургский период жизни и творчества, когда Феофанові Прокоповичу приходилось быть более церковным деятелем и политиком, чем ученым, он также стремился в новых, уже российских условиях, где господствовали схоластика и слепое соблюдение установленных канонов, примирить науку с верой, создать такую богословскую систему, которая бы не возражала развития науки и предполагала приоритет светского начала над церковью в обществе. Именно эти взгляды легли в основу петровских реформ в России, активную деятельность в которых принимал Прокопович. Выдвигая и обосновывая реформы Петра I, Феофан Прокопович был организатором так называемой «ученой дружины», союза единомышленников в составе А.Кантемира, В.Татіщева, І.Черкаського и др., которые теоретически обосновывали и защищали нововведения Петра I и поддерживали развитие науки, ремесла, торговли, искусства, вводили гуманистические элементы в образовании. Человек, считал Прокопович, величественная и славная своим умом, добродетелями. Она является как бы вторым, величественным и совершенным, равным самой природе, творением. Основой деятельности человека должна быть активность, честность, добросовестность в исполнении обязанностей. Характер деятельности человека Прокопович связывал с ее свободой. Благодаря разуму человек осознает не только свободу, но и деяния, которые из нее вытекают. В то же время человек имеет благодаря своему разуму и свободе выбора свободно выбирать между добром и злом. Отталкиваясь от представлений о естественном происхождении государства, Прокопович отрицал теологическую концепцию общественного развития как Божьего промысла и отстаивал тезис, что светская власть должна стоять выше церковной, в чем находил и тогда, в лице председателя синода Стефана Яворского, и в наше время многих противников. Однако его наставления о том, что каждый общественный строй, в том числе и церковный, должен быть полезен государству, и по сей день остались неопровержимыми. В то же время, как сын своего времени, Прокопович отстаивал идею единоличного правления, то есть государственный абсолютизм. При этом он считал, что государство должен возглавлять просвещенный монарх, «философ на троне», призванный совершать просветительские идеалы. Теоретически обосновывая абсолютистскую власть просвещенного монарха, Прокопович доказывал правомерность привилегий дворянства и крепостного права, однако осуждал жестокое отношение русских помещиков к своим подчиненным. Попав в атмосферу частых переворотов, интриг, доносов, козней и лукавства среди российской высшей светской и церковной верхушки, Феофан Прокопович примером собственной жизни нередко возражал им же обоснованные истины о высоком призвании человека, которая, как венец творения природы, должен жить порядочно и честно. Он, понятное дело, не был лишен пороков тогдашнего общества, а временами и выразителем его неприглядных сторон, борясь со своими противниками и в угоду очередному монарху, чтобы не потерять своего высокого положения в государстве. Но несмотря на это Феофан Прокопович остался в истории Украины и России как один крупнейших писателей, ученых, церковных и политических деятелей начала XVIII века.