Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
Фольклорные источники повести Н. Коцюбинского «Тени забытых предков»

Таинство гор - это целый мир, со своими законами, со своей магией. Посетив Карпатские горы, Михаил Коцюбинский был очарован их величественной красотой. Его впечатления легли в основу повести «Тени забытых предков».
Внимательное ознакомление с культурным достояние этого края, тонкое ощущение его духа позволило писателю создать сказочное царство, где живут и работают люди, которые умеют любить и чувствовать мир вокруг себя.
Фольклорными источниками повести является, прежде всего, верования горян. их окружает множество мифических существ, населяющих близлежащие леса, потоки, озера, пещеры. Это и злой арідник, и леший, нявки, лешие, русалки, добрый чугайстер, голос топора. Все они так или иначе вмешиваются в жизнь человека, и поэтому с ними надо жить в мире и согласии. Надо знать, как себе помочь перед всяческим злом. Например, при рождении ребенка повивальная бабка имеет «сокотатися», окуривать зельем дом и зажигать свечу. Иначе бісиця обменяет младенца на свое черт.
Лишь отдельные люди могли вмешиваться в мир духов. Это были знахарки и знахари, которые хорошо разбирались в травах и различных заговорах. Это были мольфары (в повести таков Юра), которые умели отвращать бури, нагонять или снимать слабость, останавливать зверя взглядом. Наряду с мольфарами, способными творить на добро и зло, среди людей жили также и ведьмы. В повести изображено Химку, которая делает все, что приписывает ведьмам народное воображение: доит каждую ночь чужих коров, овец, коз, а также лягушек, змей, ящериц, «заканчивается месяц», «врочить» людей и скот, превращается в собаку, клубок тумана, лягушку.
Кроме гуцульской демонологии, что наполняет жизнь героев повести таинственностью и необычными приключениями, мы находим в произведении архаичные обычаи, в частности древний обычай кровной родственной мести. С вражды родов, собственно, и начинается история чудесного любви Ивана и Марички.
О пылкость и упорство натуры, о отвагу и силу свидетельствует древний обычай выяснять «на бартках» мужские недоразумение. Иван таким образом выясняет отношения с «любасом» своей жены Палагны, мольфаром Юрой. Обычай гадания «на теплого Юрия» (на рассвете), с которого и начался прелюбодеяние между Палатной и Юрой, воспроизводит загадочные женские представления о судьбе.
Важное место в повести занимает обрядность горцев. Особым у гуцулов является погребальный обряд. Сопровождаемый голосом трембиты, он включает в себя женские причитания и, что особенно необычно, - традицию веселья на завершение обряду. их начинает молодежь, а подхватывают старшие. Здесь и шутки, и перепевки, и всевозможные постыдные развлечения и танцы. Все это станет понятным, если принять погребальный обряд так, как толкуют его гуцулы, - как Праздник Смерти. Душа умершего уходит в лучший мир, а это повод скорее для радости, чем для печали.
Очень проникновенно описаны в повести сочельник в Ивановой доме. Хозяин, добыв Палагні живой огонь для приготовления ужина, стелил сено, благоговейно, чинно обкурював ладаном дом и кошары. Прежде чем сесть за стол, Иван нос блюда отведать скоту, после чего вынужден был призвать на ужин все вражеские силы, перед которыми следовало беречься в течение жизни. Для этого он выходил на улицу, держа в одной руке миску с блюдом, а в другой топор. Нечистая сила была всегда ласкова, потому что на приглашение не приходила.
Звучание повести обогащается также за счет использования песенного и повествовательного фольклора Карпат. Это песни (в основном - частушки), легенды про злого арідника и Бога, о том, с чего предстали горы и др.
Использование Михаилом Коцюбинским фольклорных источников наполнило повесть «Тени забытых предков» той силой, правдой и тем очарованием, которые неизменно прячет в своей глубине сокровищница народной души.