Дума - жанр (вид) чисто украинского речитативного народного героического лиро-эпоса, который исполняли странствующие певцы-музыки: кобзари, бандуристы, лирники в Центральной и Левобережной Украине. Объемом Д. больше исторических балладных песен, с которыми, как и с древним дружинним эпосом ("Слово о полку Игореве", старинные колядки, былины), масс генетическая связь. В структуре Д. более или менее выраженные три части: запев ("заплачка", как называли кобзари), основная рассказ, окончания. Стихотворение Д. - неравносложный, астрофічний (без разделения на строфы-куплеты через изменение порядка рифмовки), с интонационно-смысловым членением на уступы-тирады, что формально в пении могут начинаться криками "ой", а завершаться "гей-гей". Своей віршовою и музыкальной формой думы представляют высшую стадию речитативного стиля, развитого ранее в причитаниях, из которых думы переняли некоторые мотивы и поэтические образы. С причитаниями роднит думы и характер импровизации. Длинные рецитации дум имеющиеся в плавном, меняющейся форме, тем-то и трудно изучать их дословно. Каждый кобзарь перенимает от своего учителя образец рецитации в общих чертах и творит свой отдельный вариант (отличие) мелодии, под который рецитує все думы своего репертуара. Пение дум требует особого таланта, долгой науки и певческой техники (исправности). Поэтому думы сохранились только среди профессиональных певцов. Доминантный элемент Д. - словесный, а не музыкальный, и формируется он в определенной степени импровизационно, поэтому рифмы часто риторические. Рифмы в Д. преимущественно глагольные. В поэтике характерны развернутые отрицательные параллели сми (чаще всего в запении), традиционные эпитеты (земля христианская, тихие воды, ясные зори, мир крещеный, каторга басурманском, тяжкая неволя), тавтологические высказывания (хлеб-соль, медвяно, Сечь-мать, пьет-гуляет, дуки-срібляники, волки-сіроман-эти, турки-янычары), коренеслівні (піншй-пехотинец, стонет-проквиляє, жить-проживать), разнообразные фигуры поэтического синтаксиса (риторические вопросы, обращения, повторы, инверсия, анафора и т.д.), традиционные эпические числа (3,7,40 и др.). Стиль Д. торжественный, возвышенный, чему способствует использование архаизмов (златоглавый, глас, аще, рече, ноге, руке). Эпичность и торжественность Д. усиливается ретардацией - замедлением рассказы через повторение фраз-формул. Д. - это казацкий эпос. Наиболее интенсивно развивались в период борьбы а турками, татарами, поляками, русскими и др.
Главные темы Д.: турецкая неволя ("Невольники", "Плач невольника", "Маруся Богуславка", "Иван Богуславец", "Сокол", "Побег трех братьев из Азова"), рыцарская смерть казака ("Иван Коновченко", "Теодор Безродный", "Самарские братья", "Смерть казака на Кодымской долине", "Вдова Ивана Сирко"), освобождение из неволи и счастливое возвращение к родному краю ("Самойло Кошка", "Алексей Попович", "Атаман Матяш старый", "Разговор Днепра с Дунаем"), казацкое рыцарство, семейную жизнь и осуждение "дуків-сребреников" ("Козак Голота", "Казацкая жизнь", "Ганжа Андибер"), освободительная война Хмельницкого ("Хмельницкий и Барабаш", "Кореунська битва", "Поход на Молдавию", "Восстание после Белоцерковского мира", "Смерть Богдана и выбор Юрия Хмельницкого"), семейная жизнь ("Вдова и три сына", "Сестра и брат", "Прощание казака с семьей"). У Д., в отличие от баллад том эпоса других народов, нет ничего фантастического. Древнейшее упоминание о Д. есть в хронике ("Анналы", 1587) польского историка С.Сарницького, древнейший текст Д, найденный в краковском архиве М.Возняком в 20-х годах в сборнике Кондрацкого (1684) "Козак Голота". В научную терминологию название Д. ввел м. максимович, который, как и М.Цертелєв, П.Лукашевич, а. метлинский, п. кулиш, осуществил первые публикации Д. Первое научное собрание Д. с вариантами и комментарием выдали. Антонович и м. Драгоманов (Исторические песни малорусского народа, Ч.1-2. - К., 1874,1875). Фундаментальные исследования Д. оставил фольклорист-музыковед Ф.Колесса, который в 1908 возглавил организованную Лесей Украинкой специальную экспедицию на Полтавщину с фонографом для записи репертуаров кобзарей ("Мелодии украинских народных дум", "Украинские народные думы"). Самое обстоятельное научное издание Д. в XX в. осуществила Екатерина Грушевская (Украинские народные думы, т.1-2. - К., 1927, 1931), но оно было из библиотек изъято, а исследовательница репрессирована.
|
|