10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
Фольклорные источники повести Н. М. Коцюбинского «Тени забытых предков»
Человеческую любовь и радость, и печали,
И совесть, что терялась на земле, -
В сердце взял, в мир понес с собой.
А. Малышко.
«Коцюбинский» Писатель - гражданин, великий гуманист и правдолюбец Михаил Коцюбинский - подарил нашему народу неоценимую художественное наследие - полны светлых идей, искусно непревзойденные произведения. Читая страницы незабываемого творца красоты и добра, мыслителя, искателя правды, мы преклоняемся перед его гражданским мужеством и щедростью сердца, раскрываются для человеческого горя, «как квита для росы».
Незабываемые дни, проведенные среди еловых лесов и гомінливих рек Гуцульщины, побуждают писателя создать прекрасную песню о любви - повесть «Тени забытых предков». Эта жемчужина украинской литературы предлагает погрузиться в волшебный мир огромной и таинственной природы Карпат, помогает понять своеобразный характер гуцулов - этого оригинального народа с богатой фантазией, что создал множество прекрасных сказок, сохранил предания и легенды, создал целый мир символов, которые помогают жить в вечной гармонии с природой. Герои произведения всю свою жизнь проводили в борьбе со злыми духами, населявшие леса, горы, воды. Христианством они лишь украшали свой языческий культ. На их взгляд, каждый предмет, каждая вещь, каждое явление имели душу.
Главное в сюжете произведения - кратковременное, как весна, счастье и трагедия Ивана и Марички, украинских Ромео и Джульетты.
Иван и Маричка - это настоящие дети природы, которую они воспринимают как живое существо, волшебную и загадочную. Некоторые люди понимают мир духов, уметь гадать, верила в силу слова, в чародеев, внедряем бурю, град, громы. Поэтому, не случайно в уезде живут и нявки, и чугайстер - волосатый лесной человек, и градивник Юра, который отвлекает грозовые тучи и ведьма Хима, что не раз делала вред Ивановой худобці. Демонология в повести - это мировосприятие гуцула.
Одно из самых ярких мест в повести, что дает возможность представить, как люди защищались от злых духов - святой вечер в доме Ивана. Коцюбинский описывает обычаи и обряды, соблюдение которых обеспечивало благополучие или успех в ґаздуванні (пестование скоты, гадания, праздники весны, радости и солнца). Сегодня мы с удивлением открываем для себя глубинные традиции наших предков, их врожденную мудрость, гармонию единения с космосом.
Осознание единства с природой порождало стремление жить богатой духовной жизнью. Природа и любовь помогали раскрыть и развить лучшие стороны человеческой души, которая не только может слышать мелодию гор, лесов, ручьев и фонтанов, но и способна творить свою музыку. Вот почему всю жизнь гуцулов, чаще неспокойное, сопровождает коломийка - один из самых распространенных уснопоетичних жанров на Гуцульщине.
Писатель вводит в текст и любовную, и бытовую песню. Он подает их как запев к отдельных эпизодов, вводит в диалоги, вылетает время от времени в свой рассказ.
При встрече с Марией Иван играет мелодию неизвестной песни. С его кружевные дудки... с горы на гору, текучка в поточок - пурка коломийка, такая легенькая, прозрачная, что слышишь, «как от нее плечами треплют крылья...»:
Ой прибежала с полонины
Билая овечка -
Люблю тебя, хорошо, люблю,
Да и твои словечки.
Иван любит чистую, богатую Лушею Маричку. Она всегда разделяла счастье и горе, вылитое Иваном на флояре, обзывались на его игру, Как самочка до дикого голубя, - спеванками».
Произведение дает прекрасную возможность убедиться в том, что частушки лучше передавали душевное состояние их создателей, даже когда речь шла о быт:
Ой как будут пеночка
Белые овцы пасты,
Будут мои песенки
За кресанню класть...
Частушки помогают еще раз убедиться в поэтической одаренности, духовной красоте, человечности, в здоровой, чистой души нашего народа.
Идея уезде «Тени забытых предков» - гимн природе, чистоте человеческих взаимоотношений и чувств, осуждении бездуховного жизни, ограниченного мелкими потребностями и интересами.
М. Коцюбинский доказывает, что только через духовность, высокое чувство, любовь человек может приравняться к себе, то есть смерть Ивана отрицание мира расчета, эгоизма, грубой силы, будничного прозябания и торжеством мира светлого, радостного, мира грез.
|
|