Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



8 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Василий Стус

Стихотворение В. Стуса «Сто лет, как умерла Сич»

Василий Стус принадлежит к плеяде писателей, которые в своем творчестве отстаивали демократические традиции, произведения которых полны любви к Украине. В. Стуса волновали проблемы тревоги за опустошения человека, за судьбу украинской истории и культуры. Поэт боролся за национальное возрождение, за государственность, за обновление общества и за это был арестован и осужден, но самоотверженно и отважно отстаивал свои идеалы.

Стихотворение В. Стуса «Сто лет, как умерла Сич» - это поэзия, которая напоминает нам, украинцам, кем и почему была разрушена Запорожская Сечь. Автор твердо убежден, что из глубин народа вырастают настоящие патриоты, ведь еще Петр i сослал в Сибирь украинцев, которые боролись за освобождение своей родины из-под российского самодержавия:

Сто лет, как умерла Сечь.

Сибирь. И соловецкие кельи...

Сто лет мучених надежд,

и надежд, и верь, и крови

сыновей, что за любовь клейменые... Самодержавие, уничтожив Запорожскую Сечь, считало, что этим сломило свободолюбивый дух украинского казачества, покорило наш народ. Но хоть и слабые демократические силы Украины, гнев к эксплуататоров нарастал, крепчал:

И вырастают из лаптей,

из шаровар, курной избы

рабы, растут до сыновей

своей Украины-матери.

И хотя Украина, по выражению поэта, еще «разодрана на куски», однако дух свободы никто уничтожить не смог. Поэт убежден, что:

и не скарать тебя душителям

сибірами и соловками.

Любовь к своему народу, к Украине, к историческому прошлому доминирует в поэзии В. Стуса - этого несгибаемого борца за нашу духовность, за возрождение национальной самобытности.