ПЛУЖНИК ЕВГЕНИЙ
Псевдоним - Кантемирянин.
Плужник Евгений Павлович родился 26 декабря 1898 г. в слободе: Кантемирівці Воронежской губернии в семье мелкого купца: Окончив гимназию в г. Бобровые, в 1918-1920 гг. жил на Полтавщине, работал учителем, вел театральный кружок, был актером. В 1920 г. Плужник переехал в Киев, где учился в Киевском ветеринарно-зоотехническом институте (1920-1921гг.).
В 1921 г. он поступил в Киевский музыкально-драматического института им. Лысенко, но высшего образования не получил. В 1923 г. под псевдонимом Кантемирянин Плужник опубликовал первые стихи в газете «Большевик» и журнале «Глобус». В 1926г. вышла его сборник «Дни». Поэт стал членом литературного группировки «Звено». В это время обострилась его болезнь туберкулезом, но Есть. Плужник продолжал работать: вместе с В. Пидмогильным издал словарь «Фразеология делового языка», редактировал произведения других писателей, переводил русскую классику. В это время Есть. Плужник написал пьесу «Болото», текст которой не сохранился.
В 1927 г. появился сборник его стихов «Ранняя осень», в следующем году был напечатан его первый и единственный прозаическое произведение - торгово-психологический роман «Недуг» (о любви коммуниста, руководителя предприятия Ивана Орловця к женщине из враждебного ему буржуазного мира. Заводской).
В 1929г. писатель опубликовал пьесы «Профессор Сухо-раб» и «Во дворе в предместье».
В последующие три года он написал стихотворную драму «Заговор в Киеве» (малая рабочие названия «Инженеры», «Фашисты», «Вредители», «Братья»), которая благодаря Леониду Черевагенку увидела свет лишь в 1992 г. Окончил в настоящее время работу над третьим сборником стихов -«Равновесие», которая тогда так и не вышла.
5 декабря 1934 г. Есть. Плужник был арестован и обвинен в терроре в деле убийства Кирова. 28 марта 1935 г. он был осужден, но расстрел почти сразу был заменен десятилетним заключением в спецтаборах.
2 февраля 1936г. Есть. Плужник умер от туберкулеза в тюремной больнице на Соловках.
В 1948 г. за границей отдельным изданием вышел сборник «Равновесие». В 1979 г. в Мюнхене были переизданы все сборки вместе.
Первый сборник стихов Есть. Плужника, о которой одобрительно отозвался М. Рыльский, свидетельствовала о появлении в украинской литературе одного из самых выдающихся поэтов XX века. Его лирика отличается даже среди самых отборных образцов украинской поэзии 20-30-х гг. Это лирика напряженной, взволнованной, но абсолютно не патетичної образной мысли, лирика сжатого, психологически насыщенного высказывания, что вкладывается в основном в несколько строф. Первый сборник стихов «Дни» была откликом на события 1917-1920 pp., но Плужник на первое место поставил не классовые или политические проблемы, а идею абсолютной ценности человеческой жизни, несхитний протест против жестокости и бессмысленного разлива человеческой крови.
В сборник «Дни» Есть. Плужник включил два довольно интересные произведения: лирико-драматическую, психологическую поэму «Галилей» и поэму-размышление «Канев». Поэма «Галилей» привлекает внимание еще и тем, что не имеет внешнего сюжета, а действие произведения перенесено в душу лирического героя, который размышляет над вечными проблемами человеческого бытия. Эпиграфом к произведению автор взял строки М. Некрасова: «От ликующих, праздно болтающих, Обагряющих руки в крови, Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви», которые подсказывают, что лирический герой не принадлежит к «сильным мира сего», которые решают судьбу других. О себе герой говорит, что он «очень тихий», «нищий», что он из тех, «кто обедает раз в три дня». Однако именно он (лирический герой)представляет собой образ настоящего патриота, человека, не равнодушного к своим соотечественникам, к прошлому и будущему своей земли. Даже тогда, когда герой критикует обывателей за их заботу только о своем теле («Жрут, торгуют собой, плюют») и абсолютное равнодушие к душе («Ну кому это нужно сегодня? Дурак тот, кто еще поэт! Вчера - модные частушки народные, А сегодня - отрывки из старых оперетт!»), мы понимаем, что на самом деле герою просто больно от всех тех проблем, которые не дают возможности счастливо жить его народу.
В целом поэма имеет достаточно оптимистическое звучание: поэт верит, что будут изгнаны вон «мрачные» - угнетатели, обладатели, эгоисты; будут увенчаны славой герои, «кто, верные цели, шли непрерывно до нее»; помилованы, но не оправданы, обыватели, которые «не ведали, что творили»; и наконец, состоится справедливый приговор таким, как лирический герой поэмы («не герои, не жертвы... мы так себе»...): не оправдывая, видимо, их чрезмерную «тихень-кость» и «маленькість», им все же с глубоким сочувствием скажут: отдохните.
В финале произведения, наконец, появляется и образ Галилея:
А вверху, в дали, надо мной - Неприступный для зрения людей, Окутанный тишиной веков - Г а л и л е й. Эй! Герои ! Калеки!
Служащие!
Торговцы!
Поэтики!
А живите себе, как вам бажаеться!
За то, что -
вы слышите? -
все-таки
вращается!
(Галилей)
Чтобы понять эти строки, следует вспомнить известное высказывание, что история вращается по кругу (а потому, чтобы не наделать ошибок в будущем, следует хорошо изучить и знать прошлое), а поскольку история «вращается», то скоро и в Украину придет то счастливое время, которое заменит кровавую эпоху революций.
«Канев» - поэма медитативная и философская, и разговор в ней идет о прошлое, современное и будущее украинских сел и городов. Есть. Плужник был хорошо знаком с проблемами Украины начала XX в., в частности с проблемой постепенного уничтожения украинских сел в связи с массовым выездом крестьян до ближайших городов в поисках лучшей судьбы. Лучше это для страны или хуже стремились выяснить сторонники разных точек зрения - «деревенщина» и «урбанисты» путем постоянных споров, которые уже тогда велись в украинской советской литературе. Есть. Плужник занял весьма расчетливую позицию: «Ибо вырос я на границах двух миров - півмерлих сел и города молодого, и не зречусь ни там, ни здесь ничего...» (Канев). Поэт осознает неизбежность урбанизации (исторического процесса быстрого роста старых и появления новых городов и повышения их роли в экономической и культурной жизни общества), потому что это будущее жизни страны, но в то же время он пытается предостеречь от полного упадка села, ведь это может привести к потере тех ценностей, которые получила страна в течение истории: творчество, знания, ум, «большая единство труда и культуры», память и любовь к тому «порогу родительского дома», от которого «и до сих пор сердца не отодрал» сам поэт Есть. Плужник.
Поэзия сборников «Ранняя осень» (1927) и «Равновесие» (1933) - лирическое, а точнее,- преимущественно интимно-личностная, глубоко психологическая по характеру. Есть. Плужник - большой мастер передавать особенности различных состояний души человека. Настроение сборников «Ранняя осень» и «Равновесие» существенно отличается от сборника «Дни»: в основном это медитативные, элегические произведения: например, «Смотрю на все спокойными глазами, давно спокойным быть я хотел...», «Учись у природы творческого покоя...». В этих сборниках много произведений пейзажной лирики, которая непременно, хотя бы на уровне подтекста, соотносится с судьбой человека, например.
Так горько знать, что юность отцвела! И нареканий и отчаяния нет, - Такая отмена, наконец, имела: Прежние мечты опыт заступает. Так деревья, відцвівши весной, Только на то кормят соком ветви, Чтобы в августовские дни, теплые и ясные, Упал на землю овощ сочный.
(Все больше воспоминаний и меньше надежд, из сборника «Ранняя осень»).
Или прибегает к известному в литературе образа лодки - символа человеческой судьбы, идо несется по волнам жизни, передает глубокое очарование красотой мира:
Ночь... а лодка - как серебряная птица!
(Слова, когда сердце полно!)
... Не спеши, не лети по блестящих мирах,
Мой малый ненадежный човне!
И над нами, и под нами горят миры...
И внизу, и вверху глубины...
О, как же прекрасен ты,
Свет єдиний1.
(Ночь... а лодка - как серебряная птица!.., из сборника «Равновесие»).
Следовательно, за достаточно короткую творческую жизнь Евгений Плужник успел сказать очень много, а это и есть признак талантливости мастера. Определенным итогом его поэтического творчества можно считать строки совсем коротенькой поэзии на последней странице сборника «Равновесие»:
Суди меня судом твоим строгим, Современнику! - Беспристрастные потомки Простят мне и ошибки, и сомнения, И поздний печаль, и радость преждевременной, - им будет говорить моя спокойная искренность.
(Суди меня судом твоим строгим)
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
Сборники стихов «Дни» (в частности, поэмы «Галилей» и «Канев»), «Ранняя осень», «Равновесие», психологический роман «Недуг», пьесы «Профессор Сухораб», «Во дворе в предместье», стихотворная драма «Заговор в Киеве».