Разговор будет о дела очень серьезные, потому давайте сразу договоримся о терминологии. Значит, так:
Щ у к а - это щука-рыба рода женского.
Щ у п а к - это щука-рыба рода мужского.
Щ у ч е н я т а, щ у п а ч е н я т а, щ у п а ч к и, щ у п е л я т а - это такое себе - мелочь.
...Спор была страшная, аж чуть не до драки: кто поймал большую щуку.
Гордей Иванович, знаменитый спиннингист, обшмагав своим спиннингом Десну, Днепр и все остальные озера от Чернигова до Днепропетровска, захлебываясь, рассказывал, что где-то у Бужина он вытащил на спиннинг щуку весом 21 килограмм 310 граммов, что вся она была в иле, как в пакле, и, растворив, он выбросил в нее изнутри двухкилограммового судака, а зубы у щуки были в сантиметр длиной, и он с зуба сделал себе шило и тем шилом и до сих пор протыкает подметки!
Дед Круча слушал Гордея Ивановича, презрительно пыхтя трубкой, и когда Гордей Иванович, кончая рассказ, вздохнул: "вот Такая была щука!" - дед Круча порывисто попыхтел трубкой, вытащил трубку изо рта, сплюнул и произнес:
- Щупеля!
Гордей Иванович подскочил, хотел что-то крикнуть, но у него получилось только:
- Т-т-т-т-т!...
Он закашлялся, сел, ударил о землю рукой, захлебнулся, долго відсапувався, схватил флягу, глотнул воды, еще хотел что-то сказать, и дед Круча его перебил сердито:
- Ты песню знаешь?
- Какую песню?
- Что атаман Иван Сирко пел?
- А мало разве Иван Сирко песен пел?
- И я о щуке спрашиваю. Песню про щуку? Ту:
И щука-рыба в море
Гуляет по воле...
А мне, молодому,
Нет счастья-судьбы...
- Слышал такую песню? - прицепился дед Круча.
- Ну, слышал!
- Так ее атаман Иван Сирко пел! Давние дела! Так ту щуку, что ее Сирко видел, я поймал! Три пуда с фунтом! А ты мне - двадцать одно кило. Щупаченя твоя щука против моей! О!
- И откуда вы, дедушка, знаете, что это та самая щука?
- И ты не перебаранчай! Ты слушай!
Мы сидели на берегу Підстепного лимана, под развесистой ивой, и такая и ива старая-старая, что аж репнула от старости и на три ствола поделилась, стволы те в разные стороны порозкарячувалися i образовали уже не дупло в иве, а какое-то міжстовбур'я, где не то что сесть, но и лечь можно. Дед Круча уверяет, что той иве: "Лет тыща, а может, и меньше".
- Иван сирко, дед, под этой ивой, порой, не ужинал?
- Сирко? Что Сирко?! Сирко - это было позавчера, а ты скажи, не сидел под этой ивой князь Святослав, как плыл Днепром-Славутой печенегам выбивать бубну! Ты об этом подумай, а не о Сера, про Ивана! О!
- Да вы, диду, и такого можно наговорить, что под этой ивой великий князь Киевский Олег целовался с византийской княжной Анной, после того как вот он "княжну появился, отиде в волости своя".
- А почему нет? - окрысился дед Круча. - Почему, я спрашиваю, не поцеловаться под таким под ивой?! И под таким небесным шатром, звездами вигантованим да еще и под тихий плеск источника зеркального? А ты бы разве не поцеловался?!
А оно и действительно: глубокое-глубокое темно-синее, аж черное, небо над нами, а тех звезд, звезд, - и такие зори чистые, такие лучезарные, - будто кто их нарочно на эту ночь понадраював тертым с сирівцем кирпичом...
От Підстепного лимана до самой розкаряченої ивы-великана прослалася пролив из прозрачной воды. К этой протоки пригорнувся бескрайний херсонский степь, прилег и целые века с той протоки, горячий, воду хлещет и никак напиться не может... А вода там свежая-свежая и прозрачная, потому что из-под ивы и дальше вне ивой в ту пролив бьет родниковая вода, веками бьет вода из многих источников, даже зимой не замерзая... А на той стороне пролива ивняк с камышом над водой наклонились.
В проливе рыба играет: окуни и щуки. А малышей той, малька, - табуны тучами гуляют!
Протока эта за розчахнутою ивой поворачивает влево и ивами берегами идет слева в Фролів лиман, а справа - в Казначейский.
Почему Фролів, почему Казначейский? Почему такие удивительные названия?
Здесь монастырь был... И все эти необъятные угодья, луга, лиманы, озера - все это было монастырское, и был монах Фрол - то его именем лиман земля, а монастырский казначей оставил название для второго лимана.
А в лиманах - рыба и раки: караси, как ваганки, а лини, как подсвинки, окуни, как лапти, а щука - как лодки-долбленки.
Часто слышно здесь над проливом отчаянный мальчишеский крик:
- Смотри-смотри-смотри! Вон! Вон-вон-вон, поплыл! Окунь! Пусть меня бог убьет, как выстрел!
Ериками лиманы соединяются с рекой Конкой, что от Днепра течет рядом реки Крынки под селом Кринками туда до села Казачьих Лагерей, а там уже снова соединяется с Днепром...
За селом с Кринками с Конки справа вытекает небольшая, густо-прегусто ивами закучерявлена речушка Басанка, которая уважительно прижимается к могучего Днепра, а с Басанкн небольшой ерик идет в Дедов лиман, а круг Дедового лимана разлеглись лиманы Имела Злодіївка, Большая Злодіївка, Круглик, Шея...
...Посреди Дедового лимана был когда-то небольшой островок, густющим-прегустющим заросший камышом. А на том островке и росло три куста калины. Давно это было. Еще до царицы Екатерины. Жил в те времена где-то под Херсоном дед Ступа. Жил он с бабкой Акулиной, а детей им господь не дал. Баба Акулина была очень злая, такая злая и проклятая, что поймала когда у себя в подворье татарина и вернула ему голову глазами назад:
- Чтобы вперед басурмен никогда больше не смотрел! Дед Ступа именно лед на озере тряс. Поболтав лед, дед пришел домой, увидел того татарина, что взад смотрел, перекрестился, сказал, весь дрожа:
- И мне такое будет!
И огородами, огородами, огородами на луга и до Днепра... И как пошел более Днепром против воды, и дошел вплоть до настоящего Дедового лимана. Смотрит - островок. Он переплыл реку Басанку, где бродом, где вплавь - на островок. Выкопал между тремя калиновыми кустами землянку и поселился на том островке. Сбежал, значит, от бабы.
И вы думаете, не нашла его баба? Нашла! Перебралась баба Кплина на островок загонять деда домой.
- Пока ты меня мучитимеш? - бросился к бабе дед.
Баба Акулина деда по темечку палкой! Дед-в неприто-мию!
Баба на него ведро воды! Дед вскочил и бежать! А в голове еще в деда как следует не выяснилось, - он в воду. А там - колдобина! Утонул дед - только пузыри на том месте пошли.
С тех пор и прозвали этот лиман Дедовым лиманом.
Давно это было. Уже и островка нет - в воду осел, а еще и до сих пор на том месте, где нырнул дед Ступа, как посмотреть, пузырьки со дна поднимаются...
- Ну, а с бабой Акулиной что?
- А что с такими бабами, как баба Акулина, бывает? У ведьмы пошилася! Долго на метле там возле Херсона кружила, коровы высасывала, а потом в Киев на Лысую гору пошла. За главную ведьму, говорят, на Лысой горе правила. Вот, как было справляется на Лысой горе ведьмин шабаш, так часто слышался самый сильный голос, - резко так заспіва, заспіва, заспіва, а затем и выведет, будто бугай с поросенком, - то баба Акулина! А вот лет десять назад приезжал к нам из Херсона лектор, так говорил, что ведьм уже и на Лысой горе зничтожено, уже теперь там сами предрассудки остались! А что оно за штука эти предрассудки, я вам уже не скажу! Говорил тут один, возле церкви, как я вот в великий пост говів, что то вроде антилерігійна пропаганда! Могло быть!
Это так про Дедов лиман дед Кирюха с Маячки рассказывает.
- Да что вы его слушаете? - пыхтит трубкой дед Круча. - Несет чортійщо! И кто бы вот ему поверил, что баба деда утопила?! И не родилась еще никогда в мире не родится и баба, чтобы меня утопила! Моя покойница тоже когда-то была за скалку схватилась! Так я ей показал качалки! Если бы была сапог не спрятала и на печь меня не загнала, - я бы ее убил! И не кавкнула бы! А так своей смертью умерла! Видели мы таких баб!
- А где же, дед, Серкова Иванова щука, на три пуда с фунтом? - спросил у деда Кручи Гордей Иванович.
Дед Круча посмотрел на небо, зевнул, перекрестив рот:
- Побілішав, смотрите вон, уже Млечный Путь! I Волосожар вон вон аж куда откатился! Давайте подрімаємо! Вот-вот уже и на мир благословлятиметься! Ложитесь! Завтра пусть о щуке расскажу.
* * *
...Дед Круча набил трубку, притоптав табак в люльке ногтем большого пальца, зашморгнув кисета, спрятал кисета в карман, взял из костра уголек, положил в люльку, разжег трубку, попыхтел раз пять, вынул трубку изо рта, сплюнул и начал:
- Было это... И еще мой дед покойный, царство им небесное, живые были. Чтобы не соврать, было это как раз тогда, как получилось замиреніє с Гапонією (Японию дед Круча упрямо называл Гапонією, а японцев-гапопцями). Начали в нас тогда, помню, барские якономії курить. То там в степи господин горит, то там... И у нас была барская якономія... Я родом не здешний, я оттуда, из-за Чаплинки, туда ближе к Таврии... Мне уже тогда на призыв вернуло. Вот дед и говорят:
"Что же оно такое на свете делается?! Везде господа горят, а наш же как: у бога теленка съел, или как?"
Посмотрели дед на меня, а я на деда, а потом дед и говорят старухе:
"Ты, Федосько, хлеба нам в сумку положи, хлебов два, и с десяток луковиц, соли, пойдем мы с Ваньком (меня Иваном зовут) сеткой перепела ловить".
"А зачем же вам аж две буханки?" - спрашивает баба.
"И мы не быстро вернем! Наловим перепелов - и, может, вплоть до Олешек на базар понесем, в Алешках, говорят, немцы за перепела хорошие деньги дают!"
Дед говорят, а сами и не улыбнутся, а я сразу догадался, что не перепелами здесь воняет.
Одно слово, чтобы долго не говорить, сгорела той ночи нашего господина якономія, а мы с дедом оказались аж в Основе, работали на виноградниках, а потом в эти места прибились и тут уже и расположились.
Отец мои с братьями и с сестрами на Дальний Восток подались, где-то на Амуре оказались, а я с дедом остался. Когда все немного утихло, переехала к нам и баба, и жили мы именно здесь, здесь я женился, здесь сначала бабушку мы похоронили, а потом и деда...
Замолчал дед и задумался, задумался...
Покатилась с неба звезда, взревел бугай в Казначейском лимане, ударила под рогозой щука.
- Ач бьет! Эк, как бьет! - мотнул бородой дед.
- А когда же уже о щуке, дед? О Сіркову? - Гордей Иванович к деду.
- А ты не перебаранчай! - сердито огрызнулся дед. - Ты слушай!
Тихо, тихо стало вокруг. Такая наступила тишина, что не слышно было даже плеска родникового ручья, не шуршащие камыши, не выбрасывалась рыба. И мы как будто не дышали.
Вдруг крик:
- Ко-Ко-ко! Крг-гр-гр-гр!!
Застучали крылья, и сонный петух сорвался с ивы и упал на Гордея Ивановича.
- Бей тебя сила божья! - подскочил Гордей Иванович. - Откуда он здесь?
- Сдох бы он ему! - выругался дед Круча. - То сторожевые куры на иве ночуют. Сторож тут рыболовную снасть стережет! Бригада здесь рыболовецкая колхозная рыбачит!
- Смотри, напугал как, чертов петух!
И снова тишина, тихо, тихо...
...- Так вот, значит, и поплыли мы на лодке с дедом, - начал дед Круча, - в реку в Басанку. В Дедовском лимане у нас лед стояли. Так мы было потрусимо лед, а тогда и балуемся на щук в Басанці, на живца... А колдобины там глубокие есть. Там есть такая колдобина - саженей, наверное, с пять глубиной. Забросили, значит, мы на живца. Черенок маленький, крючок тоже, что и бугая вдержить, а леска - в двадцать пять волосков. Тогда еще капронів мы не знали, а сами леску плели из конского хвоста. В степных лошадей в табунах длинная ходили, хорошая леска была крепкая, замашна i в воде незаметна. Щук мы ловили на живца много. Так что не было ничего удивительного, что вдруг поплав нырнул.
Подсек я. А дед - рядом. Подсек, значит, дернул, - и вспомнил черта: за корягу зацепилось. Дед не любил на воде черта вспоминать, лайнув меня за то, что я его вспомнил, и спрашивает:
"Чего же не тащишь?"
"Чепа, - говорю, - коряга!"
И как дерну! А оно меня как дернет - так я колонкой в воду; вынырнул и к деду:
"Рят..."
А оно меня как дернет - я снова нырнул! Дед штаны с себя и в воду меня спасать. Вынырнул я из воды, а дед меня за руку, а сам за иву держится, - ива на берегу до воды ветви наклонила. И вот вам такая чертовщина: я удочку держу, дед одной рукой меня держит, а второй за иву держится! А оно водит, а оно водит! Как поведет, как поведет...
- И что же водит? - не выдержал Гордей Иванович.
- Да ты слушай, - одмахнувся дед. - Что водит? А я знаю, что там на крючке сидит: может, щука, может, сом, может, еще какая-то бедствия личина! Дергает, дергает, дергает, и так дергает, что рука трещит. Дед кричит:
"Тяни! Подтягуй!"
А я не могу, не подтяну! С полчаса так оно нас водило! Вот будто поддался! Идет! Я его все хочу из воды вывесить, чтобы воздух схватило! Когда вот высовывается из воды что-то такое вроде бура коровья морда, только безрогая! Выглянуло оно, нас как увидел и как шугоне назад, немного, немного я удочки не выпустил. И опять началось: водит и водит... Не знаю, что уже поэтому деду привело, - или замерз, или что-то другое, - и только он в крик:
"Пустю! Пустю, ей-богу-пустю! Не могу!"
"Держитесь, - кричу, - может же оно уходиться?"
"И пускай, - дед кричит, - потому что оно нас обоих утопит!"
И такое - кто знает-что и делается! И вот из-за угла Никита Пувичка лодкой виткнувся! Подплывает:
"Что такое?"
"Спасай, Никита!" - мы с дедом к нему.
А оно как раз снова вверх идет, морду витикає...
"Бей, Никита, веслом! Бей!"
Никита как урежет его веслом пределы глаза, - оно вывернулось на воде. Смотрим - щука! Ну, как теленка величиной. Вигорнули мы его на берег, одтягли подальше от воды... Ох, i страховидло! Три пуда и фунт! Председатель, ну не меньше, как у коровы, только безрогая. Корыто икры мы из нее выпустили... Вон какая щука!
- А откуда видно, что она Серкова? - спросил Гордей Иванович.
- Откуда? А у нее там над глазами, будто на лбу поперек, вроде как буква "СЫ"... Сирко, значит... Меченая.
- Что-то вы, деду Кручо, такого набуровили... "СИ"... Буква... Сирко щуку в море видел, а это вон аж где, в Басанці... да И когда тот Сирко был, а когда вы с дедом щуку вытащили?! Сказку где-то слышали, дед?
- А ты разве не читал, в книгах было написано, что в Москве вот не так давно поймали щуку, а на ней кольцо, а на кольце надпись, что, мол, сею щуку пущено в царствование Бориса Годунова! Вон аж когда! Триста лет щуке! А Сирко - это не так уж и давно, и двухсот лет нет! А ты не веришь?!
..."Большие, - сам себе я подумал, - щуки бывают на свете! Три пуда и фунт! Исторические щуки!"
* * *
При нас дед Круча крупной щуки ни разу не поймал.
Побило все того лета щучачі рекорды равно симпатичное супругов спортсменов, пожилых уже людей, Валентины Васильевны и Гаврилы Ивановича. Сколько же они щук поперетягали! И каких! Правда, на три пуда с фунтом не было, а так до десятка килограммов бывали.
И знаете, на что?
На дорожку! На блесну!
Гавриил Иванович садился на весла, а Валентина Васильевна с дорожкой.
Выезжали они дважды в день: утром и вечером. Как уедут, обязательно минимум с полдесятка щук и есть! А было, что и до двух десятков! По килограмму и больше! Что удивительно, когда гребет Валентина Васильевна, а ведет дорожку Гавриил Иванович - очень редко бралась щука! А как только дорожка у Валентины Васильевны - тянет одну за другой! Особая какая-то симпатия у щук до Валентины Васильевны. Или, может, сами щучки брались?!
Ох, и щуки на реке на Конке! А на Басанці! А на Днепре!
Так он, значит, знайте: щуку найдобутливіше ловить на живца!
Но хорошо и на дорожку, и на спиннинг, и на кружала, и на жерлицю!
А то еще есть один очень оригинальный способ ловить щуки.
Вы плывете к берегу лодкой и пристально смотрите в кугу, в осоку, под камыш, выпячиваются аж из самой воды.
Вдруг видите: стоит под берегом огромная щука, мордой к камышу, видно, что она как-то тяжело дышит, а изо рта у нее что-то торчит. Під'їздите потихоньку, щука не убегает. Вы ее подсаком - рраз! - в лодку.
И видите, щука схватила крупного судака и никак проглотить не может! И выбросить изо рта не может, потому плавники судака в настовбурчились и не пускают!
Вот у вас сразу и щука есть и судак!
Одно слово, ловите щуку каким угодно способом, который вам больше всего по душе приходится на здоровье вам!
Или ловил я большие щуки-монстры?
Не ловил! Не ловил ни на спиннинг, ни на дорожку, ни на живца, ни на жерлицю!
А так - щученята, щупаченята, щупачки, щупелята, - такие попадались! Врать не буду!
1956
|
|