9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Образ матери в произведениях Т. Г. Шевченко
И перед ней помолюсь,
как перед образом святым
той матери святой.
Ничего лучшего нет,
Как тая иметь молодая
Со своим ребеночком малым.
Тема трагической женской судьбы наметилась уже в раннем творчестве молодого Тараса Шевченко, и в конце концов она заняла одно из важнейших мест в его «Кобзаре». Конечно, что проросла эта больная тема с трагических обстоятельств личной жизни поэта. Перед его глазами постоянно стояла злосчастная судьба матери-крепостной, что «...молодой в могилу нужда и труд положили», раннее сиротство, нуждающиеся скитания самого Тараса, безталанне наймитування родных сестер, что «...в наймах выросли чужих, в наймах косы поседели».
«Такого пламенного культа материнства, - утверждал Максим Рыльский, - такого апофеоза женской любви и женской муки не найти, пожалуй, ни у одного из поэтов мира». Глубоко несчастный в личной жизни, Шевченко высочайшую и чистейшую красоту мира видел в женщине, в матери. Перед ней он склонял голову, «как перед образом святым».
Женская недоля для Т. Шевченко - это прежде всего социальная трагедия, всенародное бедствие, порожденное крепостной произволом. Образ несчастной, закрепощенной женщины поэт носил, «как будто гвоздь в сердце убит». Этот крик души, крик израненного сердца вылился жгучим гневом господ-злодеев, которые топтали женское достоинство, разоряли женскую красоту, распинали материнскую радость.
Обездоленный женщина-рабыня стала постоянным спутником Шевченко поэтической музы. Окутанную нежной любовью и лаской, он пронес ее, страдницю, сквозь всю свою творческую жизнь, отдал ей огромное воодушевление своего таланта, поднес к высоких художественных обобщений.
В ранних балладах «Причинная», «Тополь», «Утопленница» женские фигуры выписаны в романтическом плане, окутанные лирическим дымкой народной фантазии.
В центре ранних баллад Т. Шевченко - деревенская девушка, которая стремится к счастью. Но путь к нему у героинь баллад, страстно любящих натур с народа, тяжелый, а часто даже губительное.
Уже в раннем творчестве Кобзаря четко заметна эволюция образа женщины-страдалицы: тема несчастной девичьей любви и изображение его трагических последствий глубже и шире раскрывается уже в жанре социально-бытовой поэмы.
Насыщенный глубоким социальным содержанием, полон живой плоти и крови образ женщины в реалистической поэме Т. Шевченко «Катерина» перерастает в образ обездоленной, покрытой бесчестием матери-покрытки.
В поэме изображены трагедию крестьянской девушки, обманутой и обиженной офицером царской армии. Тему возведения молодой крестьянки Т. Шевченко трактует не в моральном плане, как его предшественники (Г. Карамзин «Бедная Лиза», Г. Квитка-Основьяненко «Сердешна Оксана»). Поэт переносит ее на социальную почву, обольститель Шевченковской Катерины - прежде всего панич, представитель того мира, который властвует. Он сильный, потому что ему все разрешено. Екатерина его искренне полюбила, а он ее коварно предал. Она доверила ему свои девичьи чувства, а он над ней посмеялся. Она прижималась к нему, словно цветок к солнцу, а он от нее отрекся. Она родила ему сына, а он его отверг. Итак, сошлись две морали - простонародная и панская. Встретились любовь и лукавство, верность и предательство, искренность и коварство, правда и кривда, добро и зло. Торжествует лицемерие, господская мораль, потому что она в обществе всесильна.
Поэта глубоко волнует судьба несчастной Екатерины. Он горячо сочувствует ей, мучается ее муками, болеет ее болями. Шевченко не раз назовет Екатерину своей. Она - не только произведение его поэтической музы, но и родная ему душа. Пригляньмося ближе к Шевченковой героини.
Не слушала Екатерина
Ни отца, ни матери,
Полюбила москалика,
Как знало сердечко.
А оно умело любить. Ведь когда речь идет о любви, о выборе суженого, простая крестьянская девушка не могла быть неискренней.
Екатерина - человек кристально чистой, бескорыстной души. Только одному она доверила свои чувства. Но Екатерина глубоко ошиблась, полюбив того, кто был не достоин большой любви. Внешнюю привлекательность героини автор передает через портретные детали, имеющие отчетливо народный колорит: «черные брови», «карие глаза», «белое личико». Но главная ее красота - это красота верной любви, которое не тускнеет даже в разлуке и «за милого, как петь, мыло и потужиться».
Девушка загубила свою судьбу, опозорила себя и родителей, а теперь свой «грех» должен искупить. Сердце цепенеет от боли, кровь стынет в жилах, когда она слышит проклятие родной матери, которая, «как ягодку, как птичку, любила, растила свою дочь, свой «цвет розовый». В словах несчастной матери слились горький гнев и искренняя любовь к своему ребенку, болезненные проклятие и нежная материнская ласка. Родители девушки не могут снести бесчестье дочери и, несмотря на свою любовь к ней, выгоняют ее из дома. Такова была сила обычаев. Несчастье дочери сводит их преждевременно в могилу. И они становятся жертвой бездушного отношения господ к крестьянам.
От вишневого сада путями горя и лишений, сквозь снежную метель - вплоть до Проруби, - такую долину печали прошла Шевченко страдалица - жертва барской разврата.
Шевченко «Катерина» созвучна с украинскими народными песнями о женской судьбе. Порабощенный народ плакал-рыдал над безталанням наиболее обиженных девушек, матерей, детей-сирот. Напоена музыкой этих плачей Екатерина вошла в поэму и стала Шевченковским народным плачем. Вспоминаются слова поэтессы Любови Горбенко:
Уже от того святого сострадания,
Кажется, мир бы окаменел...
Самый высокий памятник стражданню -
Шевченко плач, Шевченко гнев.
Читает мать «Екатерину».
Написана в ранний период творчества поэма «Катерина» стала своеобразным прологом к Шевченковой «материнской» темы. Еще будут знеславлені девушки с байстрятами под плетнем; крепостная-рабыня, что «на барщине пшеницу жнет», а ее опухла ребенок обречен на голодную смерть.
В поэме «Сова» показано, каким злом была рекрутчина в крепостнические времена. У бедной крестьянки-вдовы забрали в солдаты единственного сына, потому что она не может откупиться от набора. Должна была несчастная мать идти в батраки. Шли годы, совсем обессиленная, пошла побираться, с горя сошла с ума.
В поэме «Наймичка» Шевченко поднял вечную тему материнской любви и разработал ее с огромной художественной силой. Драма героини произведения Анны в том, что она вынуждена была подбросить свою единственную ребенка бездетным богатым крестьянам, а сама стала к ним в батраки, чтобы видеть своего сына и ухаживать. Анна жестоко страдает, что вынуждена скрывать свое материнство, что лишена права называться лучшим на земле словом «мать»: Щовечір, племянница, Свою судьбу проклинает, Тяжело-тяжело плачет... Весь свой возраст она не могла никому признаться в своем материнстве и только умирая сказала об этом сыну.
Еще будут мстительницы Оксана и Марина, будет еще Мария, несчастная мать-покрытка. Все это вершины Шевченкового поэтического духа.
Украинский Кобзарь прославил мать и материнство на весь мир, стал истинным и великим заместителем наиболее угнетаемой среди притесняемых женщины-труженицы, которая в условиях крепостнического лихолетья была лишена самого высокого и самого святого права - материнского счастья. Муза Шевченко - в крепостной одежды, взывая к человеческой совести, к чувству справедливости ввела в нашу литературу толпы тех безмерно оскорбленных людей, населяющих «Кобзарь», всех тех несчастных вдов, голодных сирот, оклеветанных покрыток, тех загубленных крепостных мадонн, что их поэт рисует прекрасными даже в их неописуемом горе.
Образ матери украинский Кобзарь поднос с крепостных низин к вершинам вечности.
|
|