Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Валерьян Петрович Подмогильный

(1901-1937)

Валерьян Пидмогильный

Родился Валерьян Петрович Пидмогильный 2 февраля 1901 года в с. Цапли на Днепропетровщине в крестьянской семье. Мальчик рано остался без отца. Матерью Валерьяна была необразованная крестьянка. В 1918 году юноша окончил Екатеринославскую реальную школу. "Если бы искать первоистокам его творчества, - пишет В. Коцюк, - то они, небось, в реальном училище. Здесь он "перелопачує" горы литературы - как отечественной, так и зарубежной, изучает французский язык, который овладевает досконально; впоследствии переводческое дело станет отдельной гранью творчества - целый литературный материк отобразится он читателю в собственных переводах на украинский. Здесь, наконец, он пишет свои первые а известных ныне рассказов" [10, c.4].

Того же года он поступил на математический факультет Екатеринославского университета, впоследствии перешел с юридического факультета. Он особенно увлекался историей, и это увлечение объяснял знакомством с Д. Яворницким. В. Подмогильный любил разговаривать с ним, бывал в музее, помогал ученому.

Много времени уделял самообразованию, изучал иностранные языки, друзья называли его "университетом на дому" [18, c.111-117]. Уже в 17 лет Подмогильный заявил себя вполне зрелым писателем. В 1919 году в екатеринославском журнале "Сич" в № 1, 2 появляются рассказы "Гайдамака", "Старец", "Баня". А в 1920 выходит первый сборник его рассказов "Произведения, том I". "Эта тоненькая книжечка,- пишет В. Шевчук,- в серой обложке и отпечатанная на плохой бумаге может по праву считаться одной из самых интересных книг... Здесь присутствует свежесть письма, неординарность ситуаций, а слово дышит энергией и своеобразным "ароматом" - дебют, говорим, был многообещающий" [27, c.6].

Из-за материальных трудностей юноша должен был бросить науку и искать учительского хлеба сначала в Екатеринославе и Павлограде, а затем в Ворзеле под Киевом.

"Покинул Сичеслав i степные Цапли...

Учительствовал в Ворзеле, между сосен,

Где дух живиць, где довготілі осы,

Яскріння вто в плотном тепле...

Художественный Киев. Подшивки на столе.

Изданий французских золотистые горы.

Переводы. Тупых прогноз угрозы.

Болезненный след на белом крыле.

Поток бытия. Небес тревожных синька.

В братском кругу - Плужник i Косынка.

Лексический лет - составление словарей.

I враз - недоля. Холод Соловков,

Где мучилась человеческая душа большая,

Хоть горний Дух надеждами горел" [3]

Как напишет позже Тамара Мороз-Стрелец, жена писателя Григория Косынки, репрессированного в 1934 году, Валерьян Подмогильный "не раз сожалел, что оставил эту профессию. Он с жаром рассказывал о своей работе, вспоминал учеников..." " [10, c.4].

Там, в Ворзеле, он встретит и свою судьбу: дочь местного священника Екатерина Червинская станет его женой и другом - в течение тех тринадцати лет, которые им отпущено быть вместе, и тогда, когда черная беда падет на семью,- полетят ее сухожилия письма-исповеди до соловецких стен...

Через два года он восстанавливается в университете, но и тогда получить высшее образование ему не удалось - видимо, по тем же причинам.

В Киеве писатель работает в книжной палате, учительствует, впоследствии зин - сотрудник издательства "Книгоспілка", далее переходит на литературную работу. Недаром проблема хлеба является темой целого ряда произведений В. Подмогильного, потому что автор на себе испытал материальные трудности, через которые не смог полученном образовании. Именно так - "Проблема хлеба" - автор назовет и свою лучшую сборник рассказов.

Уже первая книга писателя "Произведения, том I", вышедшей в Сичеславе в 1920 г., вызвала интерес, заставила заговорить о себе: актуально и на сегодня рецензия "Поэт волшебства ночи" П. Ефремова (учителя В. Пидмогильного), которая дает ключ к пониманию минорного восприятие жизни молодым автором: В. Подмогильный видит действительность такой, какой она есть на самом деле, он не хочет ее украшать, но вместе с тем и не становится равнодушным наблюдателем, а впитывает все в свою душу. С. Ефремов (он выступил под псевдонимом В. Юноша) обращает внимание на оригинальность молодого писателя - она видится ему в том, что тот выбрал не типичную позицию - быть "на страже страдания, а не радости человеческой [13, c.11-12].

Эта особенность нового таланта, обращенный к человеку и его боли, трагедий и внутренних борсань, - то, что С. Ефремов назвал "чары ночи", - влекла к себе и других исследователей и читателей. "Почему, скажем,- размышляет Г. Мовчан,- тоже крестьянин, ученик реального училища Юрий Яновский, ровесник Валерьяна Пидмогильного, встретил октябрьскую революцию "широко открытыми", восторженными глазами... И почему юного Валерьяна в пору революционных бурь интересует душа человека одинокой, маленькой, беспомощной, которая в себе, а не в растревоженный, переплутаному мире ищет разгадок на вечные, "трудные вопросы" бытия?" [17, c.306-307].

Имя В. Подмогильного впоследствии появляется на страницах сборников "Водоворот революции", "Октябрь" (1921), а через год выходит в Харькове его повесть "Остап Шаптала" в журнале "Пути Искусства", которую через год харьковское издательство "Всеукрлітком" выпустит отдельной книгой. В 1923 году на страницах журнала "Нова громада" появляется рассказ "Сын" - один из наиболее впечатляющих в украинской литературе произведений о голоде. Ему выпала особая популярность: еще при жизни писателя рассказ переиздавалось несколько раз. В 1923 г. писатель издал его отдельной книгой, которая имеет лишь сорок страниц, чем, конечно, причиной отнюдь не творческий застой. Наоборот: он работает много и плодотворно. Но, как впоследствии признается он сам, "условие для печати дома сложились для меня неблагоприятно", "официальные литературные круги проявили ко мне слишком враждебное отношение, чтобы я мог думать об издании чего-то из своих произведений с их помощью" [26]. Это - из его оправдания, объяснения, что повлекло появление его произведений (речь идет о цикле "Повстанцы" и рассказ "Иван Босой") в эмиграционном журнале "Новая Украина", выходивший в Праге и Берлине. Того же 1923 года он берется вместе с другим украинским писателем Гео Шкурупієм за перевод статьи Льва Троцкого "Пролетарская культура и пролетарское искусство" для газеты "Большевик".

Второй сборник рассказов "Военный летчик" (1924). Подмогильного появляется в Киеве. Позже этот сборник будет дополнена новыми произведениями и выйдет под названием "Проблема хлеба". В 1926 году отдельным изданием увидел мира произведение "Третья революция". Этой повестью, как справедливо отмечает В. Мельник, писатель "художественно заполняет ту страницу национальной истории, к которой не весьма охотно обращались в ту пору... не говоря про последующие времена. Потому то сложные отношения украинского села с городом вследствие недальновидной политики наших первых правительств в аграрном вопросе" [15]. Речь идет о трагедии крестьянства, вызванное ускоренным переводом коллективного хозяйствования на земле, когда на подавляющем большинстве помещичьих земель создавались коммуны и совхозы. Крестьяне, что жили мечтой о землю, пошатнулись в доверии к новой власти, выступили против нее вооруженное. Это явление участники событий назвали "третьей революцией". В свое время эту повесть В. Подмогильного было воспринято как апологетику махновщины, автора обвинили в "роковой изолированности от современности", "реакционном противопоставлении села и города", и это горькое обвинение путешествовало из книжки в книжку.

На крестьянскую тематику на то время писали, кроме В. Подмогильного, Г. Косынка, Бы. Антоненко-Давидович, I. Сенченх, М. Ивченко, все они каждый по-своему изображали трагедию народа, оторванного от земли, трагедию обостренных взаимоотношений города и села. В повести В. Пидмогильного город становится знаковым местом, в котором сходятся все обиды: с него идут все приказы, именно туда, в город, "где жили помещики", возились налоги, там звучала чужая речь и там "исчезал взлелеян в степях хлеб". Писателя мучает проблема "село - город", но решения ее, как считает он, возможно, и именно устами своих героев он провозглашает мудрый выход, до которого при благоприятных обстоятельствах должны дорасти взаимоотношения села и города: "Человечество колеблется между дикостью и культурой. А их надо совместить, не противопоставить!"

Благодатным для В. Подмогильного было общение с друзьями по перу - членами литературной организации "Звено", которая позже стала называться "Марсом" (Мастерская революционного слова), в которую входили такие талантливые писатели, как Есть. Плужник, Г. Косынка, Бы. Антоненко-Давидович, Т. Осьмачка, М. Галич. "1925 года в Киеве,-пишет сам В. Подмогильный,- я был членом літорганізації "Звено", а в 1926 году - в организации "Марс". От того времени я ни в каких литературных организациях не состоял..." [23].

20-е годы в украинской культуре справедливо называют "красным Ренессансом". То было время подъема и возрождения. Несмотря на лишения и бедность, разруху и "проблема хлеба" (есть в Пидмогильного такое повествование), литература, искусство забуяли пышным цветом. Переполненными были залы театров, выставки и вернисажи, литературные вечера, на которых проходили плодотворные дискуссии и споры. Внедрялись новые идеи, поиски и открытия имен, среди которых такие, как режиссер Лесь Курбас, художник Михаил Бойчук, поэт Евгений Плужник! Возникли десятки литературно-художественных группировок.

Не мог оставаться в стороне и Валерьян Підмогильиий, что был в то время на редакционно-издательской работе в издательствах "Движение", ДВУ (Государственное издательство Украины), "Книгоспілка", в журнале "Жизнь и Революция", повседневно вращался в среде литературной. Но к упомянутой литературной группы "Звено" сразу было приколото ярлык "попутництва", и это черное клеймо существовало еще до недавнего времени. Даже в "перестроечном" "Украинском Советском Энциклопедическом Словаре" (1987) помещено недвусмысленную оценку-приговор: "Творчество отдельных членов "Звена" была отмечена влиянием буржуазно-националистической идеологии" [1]. Какие же задачи на самом деле ставила цель эта литературная группа? "Стремлючи к образованию лучших образцов пролетарской литературы, - читаем в журнале "Жизнь и Революция", - Мастерская революционного слова в основу своего художественного труда возлагает основы коммунистической партии, предоставляя своим членам права пользоваться различными литературно-художественными средствами. МАРС ставит своей задачей борьбу с графоманством и высокомерием в литературе [8]. Как вспоминает Юрий Смолич, "Пидмогильный был как раз деятельный и энергичный организатор упомянутой "Звена" (позже и Марса)...".

Деятельным и энергичным он остается и в литературном творчестве. Его рассказы печатают журналы "Новая Община", "Красный Путь", "Жизнь и Революция". Одна за другой выходят и книги: "Военный летчик" (1924), "Третья революция" (1926), "Проблема хлеба" (1927), "Город" (1928, 1929). в 1930 году журнал "Жизнь и Революция" публикует второй его роман - "Небольшая драма". Отдельного издания это произведение уже не дождался.

По некоторым сведениям, в 1928 году Валерьян Пидмогильный едет за границу - в Париж, Берлин и Прагу [11]; каких путевых очерков эта поездка не оставила, в любом случае таких не обнаружено.

1928 год бросал зловещую тень на дальнейшую жизнь в Украине. Над украинской землей уже сгустились совиные крыла ката Кагановича. Процесс украинизации, который начался был в начале 20-х, сворачивается. Обвинен в националистических грехах писателя Николая Хвылевого. Литературно-художественные группы саморозпускаються. Фабрикуется дело СВУ - несуществующего Союза освобождения Украины. Пройдет немного времени, и на скамье подсудимых окажутся известные деятели украинской науки, литературы, искусства. Пока - старшей, дореволюционной генерации...! А затем - и нового. Потому что собираются уже тучи и над писателями октябрьского призыва.

"Попутчик" Пидмогильный почувствует это на себе одним из первых.

Во время литературных доносов, разнузданной сполитизированой критики, которую позже назовут вульгарно-социологической, произведения Подмогильного в основном громилися и паплюжилися. Вот что писал, например, в газете "Большевик" неизвестный автор, что скрыл свою фамилию за криптонимом "Д. Б."; "Изнеженный автор (Пидмогильный В. - авт.) органически не может пропустить через себя высокий вольтаж пролетарской активности. Отсюда берет начало тот факт, что в его рассказах или обминається современность, или слишком "стилизуется", хоть и вводится исключительно в рамках бытовухи... Творчество Пидмогильного выступает как решительно консервативный, дезорганізуючий фактор... она не что иное, как очередная провокация пролетарского читателя и вода на мельницу разным дезертирам современности" [2].

К сожалению, таких оценок не хватало. Грунт для повальных репрессий 30-х годов закладывали в годах 20-х. Те оценки-приговоры, в конце концов, сделали свое: арест - суд - приговор - Соловки - новый приговор - расстрел... Дорога на Голгофу.

в 1930 году его выбрасывают из редакции журнала "Жизнь и Революция". Из журналов и издательств выбрасывают его произведения. В начале 30-х годов начались репрессии против украинской интеллигенции. Арестовали Леся Курбаса, Григория Косынку, Николая Зрительная, Дмитрия Фальковского i и др., передчуваючинаближення беды, застрелился Николай Волновой.

в 1932 году писатель с семьей (женой и четырехлетним сыном Романом) перебирается из Киева в Харьков. Словно предчувствуя, что время уже пошел не на годы - на дне, работает, работает... в Основном над переводами. Правда, 27 июня 1933 года "Литературная газета" (нынешняя "Литературная Украина") печатает его рассказы "Из жизни Дома". Был ли в том какой-то умысел, или не догледіло "всевидящее око" - но то была последняя встреча с читателем по жизни. Потому что "Повесть без названия", которую В. Подмогильный так и не успел закончить, журнал "Отчизна" отобразится более чем через полвека.

Переезд в Харьков не спас: от сталинского произвола тайнике не было.

Вскоре после убийства Кирова 8 декабря 1934 года Пидмогильного арестовывают как участника террористической организации. Таких организаций было "разоблачено" десятки в разных уголках страны, и среди "террористов" оказались и Есть. Плужник, i М. Кулиш, i Г. Эпик, i В. Полищук, i Г. Майфет, i М. Зеров, и много других.

8 декабря 1934 года в Заньківському дома творчества В. Підмогильному было предъявлено ордер № 845 по Харьковскому областному управлению НКВД на разрешение "произвести обыск и арест гр-на Валерьяна Пидмогильного Петровича...". Итак, с того дня не стало известного прозаика, переводчика, редактора издательства, мужа и отца шестилетнего сына. Отныне писатель именовался однослівне - "обвиняемый", а воздерживаться имел "под стражей в спецкорпусе № 1" [16, c.3].

Допросы сменяют друг друга, но упрямство Пидмогильного и его непризнание своей вины приводит к необходимости продолжения допросов еще на 10 суток, а потом еще на 10. В архивах хранятся протоколы всех допиів и ответы на них писателя, среди которых интересны следующие:

11 декабря. Вопрос: "С кем из Ваших друзей и товарищей вели разговоры шовинистического и антисоветского характера?"

Ответ: "Бесед антисоветского i шовинистического характера я не вел ни с кем".

Вопрос: "в Конце 1932 и начале 1933 года, после разгрома украинской контрреволюции, с кем Вы вели беседы на эту тему и кого называли виновником того разгрома?"

Ответ: "На эту тему я вел разговоры с Полищуком, Смоличем, Вражлывым, Тенетою. Обсуждал я с ними тему в такой плоскости: я и мои собеседники были потрясены самоубийством Волнового, Скрипника, арестами членов партии, которые занимали руководящие посты в украинском культурном советском процессе. Сначала я не мог себе даже представить глубины этого процесса (аресты и самоубийства), не мог его понять, ведь лица, представители разгромленного национализма, принадлежали к Компартии... Последнюю часть вопроса, относительно "виновников того разгрома", я считаю сформулированной уязвимо, ведь разгром националистов устроила партия".

Вопрос: "Вы обвиняетесь как участник контрреволюционной организации, которая ставила своей целью террор против вождей партии. Признаете себя виновным в этом?"

Ответ: "Нет, виновным себя в этом не признаю".

С официальной заявления следователю: "...Никогда ни к какой террористической организации я не принадлежал и не принадлежу...".

25 декабря 1934 года. Подмогильный пишет, дополнительно к устных объяснений на допросе, развернутую характеристику общественно-культурного состояния в Украине после разгрома "хвильовизму" и "скрипниковщини". Указывает, что именно это и стало причиной обострения так называемого национализма - то есть элементарного боление интеллигенции за здоровое развитие нации. Среди факторов, способствовавших ситуации, по мнению писателя, были основными: спад украинизации в бытовых условиях и даже в тех заведениях, которые были бы профессионально заниматься украинской культурой (издательства, редакции журналов), обще-идеологическая предвзятость в украинских произведений, а самое главное - разворачивая все более активную борьбу с украинским национализмом, пресса не обращает внимания на российский великодержавный шовинизм, делая вид, что его не существует... Это все в итоге и привело к пригасания украинского культурного процесса даже в столичном Харькове.

Но на третий раз продленной десятидневке следствия. Подмогильный начинает терять силы. Тем более, что допросы ведет уже не только следователь Бліок. Подключаются и высшие начальника секретно-политического отдела, военный прокурор. В протоколе от 11 января он, чувствуется, был доведен до состояния говорить все, что от него требовали. "В последнее время я принадлежал к группе писателей-националистов с террористическими настроениями в отношении вождей партии. С этими писателями я вел контрреволюционные и террористические разговоры..." Правда, эта "страшная" группа, как оказалось, состояла из него самого та'двох ближайших друзей: В. Вражливого i В. Полищука, которые тоже с декабря 1934 года сидели где-то в камерах рядом с ним.

Но В. Подмогильный, как и раньше, объяснял свою позицию, держался до последнего принципиальности, хотя должен был все подводить под назойливо-енкаведистську тезис терроризма:"Террористические настроения у меня возникли 1932 года в связи с обострением положения на селе. Я считал, что политика коллективизации привела украинское село до голода". И, очевидно, понимая неотвратимость своей судьбы, бросал следователем "козырную карту", на которую они ждали более месяца упорных домогательств: "Террористические настроения мои связывались конкретно с Постышевым, и я могу сформулировать их в такой форме: "Хорошо было бы, если бы Постышева были убиты". Этой мысли я не высказывал прямо, но поскольку Постышева в нашем окружении называли душителем украинского народа, мои террорист тические высказывания для каждого связывались именно с Постышевым".

И В. Подмогильный глубоко ошибался, надеясь своим жертвенным откровенностью привлечь внимание органов государственной безопасности к вопиющей несправедливости в развитии национальной культуры. Энкаведисты имели свое, четко определенное задание - сформировать новую большую группу контрреволюционеров и доложить Москве - что они и выполняли с запопадливою усердием. В этот раз было указание догромити остатки украинской партии боротьбистов, которые в начале 20-х годов сознательно вошли в состав КП (б)У, а теперь оказались там нежелательным элементом, так стремились еще хоть как-то удерживать достижения первых пореволю-ных лет. Однако "чистых" боротьбистов осталось слишком мало, для громкого политического процесса не хватало. Тогда сюда и были приточені всевозможные попутчики в литературе, с которыми пролетарской диктатуре надоело сюсюкаться... [16, c.3].

Последнее слово должен был сказать трибунал Украинского военного округа. "Однако делу придавалось такого значения, что судить "украинских националистов" прибыла из Москвы выездная сессия Военной коллегии Верховного Суда СССР во главе с самим ее главой армвійськ-юристом 1-го ранга В. Ульрихом, который тогда уже прогремел на всю страну проведением "Шахтинского дела", "Украинской военной организации" (УВО) и других, не менее громких репрессивных процессов.

Поздно вечером в помещении того же Республиканского НКВД началось - в закрытом судебном заседании, без участия какой-либо защиты и свидетелей - слушание дела № 0024. На утро 28 марта именем Союза Советских Социалистических Республик был оглашен приговор подсудимым.

Однако смертный приговор, который ему был вынесен за участие в несуществующей группе террористов-контрреволюционеров, заменили в последнюю минуту десятилетним заключением на Соловках.

Понимал ли он, писатель-психолог, писатель-интеллигент, что чинилось в стране? Бесспорно. Не просто понимал. "...Классовый враг, это у нас на каждом заводе и в каждом учреждении будто штатная должность, которую кто-то должен занимать..." - говорит один из персонажей рассказа "Из жизни Дома". Самих этих слов достаточно было, чтобы уйти в небытие, А тут еще и "попутницькі" грехи. Впрочем, самый большой грех был талант. Забирали прежде всего людей одаренных.

Писатель попадает на Голгофу XX века - Соловки, но и там продолжает плодотворно работать, в чем нас убеждают письма писателя к жене, матери и сестры [12]. В письмах есть упоминание о произведениях, над которыми В. Подмогильный работал в тюрьме ("Наташа и Маша", "Осень 1929"), которые так и не увидел читатель. Писатель имел замысел создать еще восемь рассказов, но написал только одно.

Как узнаем из писем, на первых порах условия в соловецких концлагерях позволяли даже писать.

Он еще надеется, что все сложится иначе. "Позже я буду просить об изменении условий отбывания наказания (я очень хочу работать)..."-сообщал в письме к жене 6 июля 1935 года. И потом: "Что мне надо? Отправь бумаги, копирки, несколько хороших чернильных карандашей..." [12, c.94-95].

Рождаются замыслы. Появляются первые произведения, написанные там. Появляются, чтобы навсегда остаться непрочитанными - никем и никогда.

Сталинская пуля все-таки настигла Подмогильного. Его последнее письмо с Соловков датирован 2 июня 1937 года. С тех пор следы потерялись. До недавнего времени считали - такова была официальная версия - что Валерьян Підмогильвий умер в 1941 году. На самом деле это случилось на четыре года раньше. В то время политические дела пересматривали пресловутые сталинские "тройки". Не обошли и его дела. Совсем недавно удалось выяснить, что настоящая дата смерти писателя - не 19 декабря 1941 года, как было официально сообщено в год реабилитации. Подмогильного (1956), а 3 ноября 1937 года [14, c.10-11].

Нелегко сложилась дальнейшая жизнь жены и сына. Потерпели травли и преследований как родственники "врага народа". Это и свело их преждевременно в могилу.