Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

Русская земля в «Слове о полку Игореве» - живописный фон или полноценное действующее лицо?

Прежде чем писать это произведение, я спросил своих родителей и одноклассников, какую роль, по их мнению, играют картины природы в художественных произведениях. И услышал много разных ответов, однако большинство из них сводилось к тому, что природа в основном есть только живописным фоном, на котором происходит действие, иногда она может быть созвучна настроению персонажей или, наоборот, контрастировать с ним. Но от одного человека я не услышал мнения, что природа, земля может быть центральным образом художественного произведения... Честно говоря, до прочтения «Слова о полку Игореве» я и сам не мог себе представить такого. Но после того, как я познакомился с этим прекрасным величественным произведением, я осознал, что Русская земля, русская природа является центральным образом этого произведения, и двух мнений, как на меня, здесь быть не может.
Попробую обосновать свою позицию. Все персонажи произведения действуют фактически именно ради счастье Русской земли: Игорь идет в поход, чтобы защищать свою землю. Ожидая своего лада, Ярославна Переживает не только его личной судьбой, но и судьбой войска, судьбой народа, опять же - судьбой своей Родины.
Но больше всего меня поразило то, что под пером талантливого автора «Слова...» Русская земля оживает. Птицы, животные и растения помогают Игорю во время его возвращения домой и препятствуют врагам. Сама природа будто понимает все, что происходит. Складывается впечатление, что и природа озабочена судьбой народа, судьбой войска Игоря. В начале этого абзаца я написал, что Русская земля оживает под пером автора... только сейчас перечитал это предложение и глубоко задумался. Я, кажется, понял свою ошибку. Русская земля не «оживает под пером», потому что она и есть живой. Она, ее природа имеет свою собственную душу, и это не метафора, а действительность. Мы знаем, что наши далекие предки и после принятия христианства сохраняли отдельные элементы языческой веры, в частности это отражалось в Одухотворении природы, в вере в то, что каждый ее элемент имеет свою живую душу. Духи природы «жили» всюду в виде сказочных существ: водяных, леших, мавок. Конечно, существование этих существ - фантазия, но за этой фантазией, выдумкой кроется, как это часто бывает, весьма похожа на выдумку правда. Похожа на выдумку... Но правда. Выезжая из душного города на природу, я каждый раз упевнююся в этом: наша природа действительно имеет свою душу. И наши предки имели большой талант, который мы, к сожалению, постепенно теряем. Они умели видеть эту душу и общаться с ней, тогда как мы, несколько ослеплены современной цивилизацией, этот священный связь постепенно теряем...
Русская земля является центральным образом «Слова...». Так же, как природа лежит в основе человеческой жизни. Ибо человек является дитем природы, навеки с ней связано... И очень жаль, когда человек эту связь теряет!