Панас Мирный хорошо знал жизнь народа, верил в его здравый смысл, пытался правдиво рассказать о боли и радости людей - трудолюбивых, искренних, добрых. Таким предстает перед нами социально-психологический роман "Разве ревут волы, как ясли полные?". Произведение многоплановое, богат на колоритные фигуры. И особенно трогательно изобразил писатель образы женщин: Мотри, Гали, Христе, Евдокии. Все действующие лица наиболее полно раскрывают противоречивость образа Чипки, что борется против лжи, но и сам начинает творить зло, потому что не нашел правильного пути к счастью.
Огромное чувство материнской любви переполняет сердце Мотре. С детства нищета и тяжелый труд, потом увяла девичья краса сделали ее символом украденного счастья. На короткую минутку улыбнулась солнце-судьба: казак Иван Хрущ обвенчался с Мотрей. Кратковременное осеннее солнце зашло, а Хрущ оказался Вареником, что бежал с Дона, где имел и жену, и детей. Вот так "счастье" упало на ее обездоленность. Потом родился Цепкая - надеялись вырастить его и жить лучше, хоть на старость. И снова мечты не сбылись - сын стал вором и разбойником. Когда-то в детстве он обещал бабе Оришці: "Я, бабуля, добрый...Я зла не буду делать". Таким воспитала мать своего сына. По рассказам близких он перенимает народную мораль: веру в Бога, добро, искренность, труд и кусок хлеба, орошенный тяжелым потом. Это заслуга Мотри, а беда в том, что она сама не имела счастливой судьбы, не смогла отвлечь сына от извечной борьбы добра и зла в мире, где чаще побеждает ложь. Панас Мирный подчеркивает величие материнства, не осуждает исстрадавшуюся горем, трудом согнутую до земли женщину: "И она кляла свою судьбу, проклинала людей, проклинала свою возлюбленную ребенка - своего сына, которого так жалела... То был мучительный крик души, глубокая враза сердца, - никому не известная, кроме матери..."
Даже Цепкая понимает, что трагическая судьба постигла не одну Матрену: "И то же одна моя мать такая? Разве одни мы?..." Риторический вопрос подчеркивает безвыходность этого положения. Тихая и покорная любовь к сыну, материнское всепрощение - такова ее судьба, как и судьба многих женщин в несправедливом классовом обществе.
Максимова дочь Галя воспитывалась в достатке, но в окружении воров и пьяниц, однако выросла порядочной девушкой и мечтала о тихой и мирной жизни с Цепкой. Романтическая встреча с "полевой царевной" поражает чистотой чувств, богатством впечатлений, что невольно настраиваешься на мысль о счастливой судьбе влюбленных. Но жестокая жизнь, злоба человеческая разбивают эти надежды. Печаль переживания за свою разбойничью семью, за Цепкую наложили на душу оковы беспокойства и тревоги. Она прошла дорогами боли: Цепкая обещал жить честно, и не смог сдержать слово. Последнее его преступление доказывает Галю до самоубийства.
А как хорошо начиналась их совместная жизнь и как трагически завершилось! Исчезло счастье, потому что исчезла правда на свете. В этом образе воплощены народные стремление к честной трудовой жизни, к красоте и сердечности, нежности и верности. П. мирный симпатизирует Гали, подчеркивая внешнюю красоту ("...белое, румяное личико, глаза бархатные, черные"), дополняет внутренней, что гармонирует с языком героини, которая "щебечет, как ласточка". Вот такой предстает перед нами "полевая царевна" Галя. Для нее Цепкая стал причиной и счастья, и боли, и гибели.
Авторское изображение других женских образов - Евдокии и Христе - также иллюстрирует извечную борьбу добра и зла. Евдокия всю жизнь провела среди воров и умирает неожиданно, что символизирует мгновенность и ничтожность такого бытия. Христя, жена Гриши, хорошо понимает поиски правды Цепкой, сочувствует Гали и Мотрі. ее сиротство, супружеская жизнь не перевешивают призрачности надежд быть доброй, но жить среди «бедствий людей.
Итак, изображены Панасом Мирным женские образы романа воплощают стремление к счастью, к миру и уюта. Имея доброе сердце, Мотря, Галя и Кристина не испытали в полной мере материнского и женского счастья.
При каких обстоятельствах произошел моральный надлом личности Корточках, был ли у него другой выход?
Роман "Разве ревут волы, как ясли полные?" Панас Мирный и его брат Иван Билык начали писать под впечатлением рассказа о реальном человеке-разбойника Василия Гнедко. Роман, в котором социально-исторический анализ действительности сочетается с глубоким психологическим исследованием внутреннего мира человека, называется социально-психологическим. Произведение впервые был напечатан в 1880 году в Женеве. При переиздании в России авторы дали ему название "Пропащая сила".
Главный герой произведения - Цепкая. Это образ крестьянина-бунтаря, неутомимого искателя правды, который в итоге сошел на кривую тропу борьбы и стал "пропащей силой".
Цепкая - это парень, который никогда не видел своего отца. Его отец был разбойник, который за свои грехи пошел в москали. Мать у него - бедная крестьянка, Цепкая растет в нищете, в атмосфере враждебности и недоброжелательности. Тяжелое было детство у Чипки: и дети не принимали его в свое общество, и матери он почти не видел, потому что все время тяжело работала. Но зато любила его бабушка. Как кто-то обидит его, то она и пожалеет, и головку погладит, и сказочку про Бога расскажет. Цепкая всем интересовался, обо всем расспрашивал бабушку. "Я, бабушка, буду добрый ... я зла не буду делать", - говорит он ей после рассказа о Боге.
Как подрос Цепкая - стал бегать: то выбежит было со двора на выгон, и прямо к детишкам так и чешет. А они начнут над ним смеяться, щипать, а иногда побьют и прогонят. Село знает одну славу - честь. Вот на селе и спрашивают: "честного" рода? А тогда уже и братаются ... Цепкая был "урод" ... Как же Цепкую принять к игре?!
- Урод идет! - кричит, завидев издали Цепкую, белоголовый мальчик.
- Запорток! - подходит второй. - Пойдем к нему!
Побегут, обступят кругом и начинают с него глумиться. Когда Цепкая возвращался домой в слезах, бабушка утешала его, ласкала и начинала уговаривать:
- Не ходи туда, сынок! Не ходи, моя деточка! Ишь какие
то злые дети: бьют тебя, малого, зобижають... Не ходи!...
Ранимая душа и пытливый ум ускоряют прозрівання Корточках. Его горячее, доброе сердце, разбуженное увиденным, долго не могло успокоиться.
Когда Чипка стал хозяином в своем хозяйстве, то у него дела пошли лучше. У него была скотина и лучше рожь. И мать его подобрела, потому что всю жизнь с утра до вечера работала за копейки, а здесь все-таки хозяевами стали.
В это время Цепкая и встретил Галю - "полевую царевну и полюбил ее. Эти дни в жизни Чипки самые счастливые. И длились они недолго. Однажды Дона появился некий Луценков, и за деньги волость отобрала у Чипки землю.
Выпив и гуляя, Цепкая подобрал трех товарищей - Лушню, Грамотного и Крысы. В романе глубоко вмотивовуються преступные действия парня. Однажды напившись, он говорит матери: "А все люди, все люди... А баба учила меня прощать людей, а дед Улас любить... Глупое! Глупое! Не стоят они слова доброго, их мучить, им в ... мор..." И в этих словах уже видны первые шаги падение Корточках.
Однажды Цепкая участвовал в краже и прибил барского сторожа. За это Цепкую арестовали. В тюрьме растет в нем гнев на сельского голову и писаря. Но он дал слово матери, что такое больше никогда не повторится.
Женившись на Гале, Цепкая нежно любит ее, уважает мать, добросовестно работает в хозяйстве, искренне помогает всем, кто обращается к нему за поддержкой. Его "суровая натура, закаленная давним нищенской жизнью, м'якшала: он теперь стыдился своего давнего беспутстве, той кровавой тропы, которой он думал дойти до счастья". Его избрали членом земской управы. Он все думал тогда, как служить людям, как добро им будет нести, и про старое совсем забыл.
И была последняя капля, через которую Цепкая снова пустился в воровство. Ничто потом не могло его остановить. 1 его уверенность в том, что зло надо бороться злом, обернулась злом против него самого.
Это зло привело Цепкую к кровавой резни на хуторе Хоменко, стала причиной самоубийства Гали, а позже - смерти матери. Общество, в котором жил Цепкая, уничтожало его.
Неумение найти истинные пути борьбы против угнетателей и обидчиков, "кривая стежка" бунтарства и превратили Чипа на "пропащую силу". Цепкая избрал путь борьбы, но не понимал, что бороться за правду надо только правдой, а ложь порождает еще большее зло.