10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ПАНАС МИРНЫЙ
Конфликт крестьянского и казацкого мировоззрений в романе Панаса Мирного и Ивана Билыка «Разве ревут волы, как ясли полные?»
История села Пески произведения дает возможность глубоко проанализировать образы Мирона Гудзя и его внука Максима Гудзя. «Биографии» Мирона Гудзя и его внука - это воплощение борьбы казачьего мировоззрения с крестьянским миром. Впервые это проявляется как контраст между Мироном и его женой Мариной: не «легко было его сечевом сердцу смотреть, как замирало и не двигалось в сыне рыцарский нрав...», второй раз иллюстрируется выступлением Максима против своих отца и матери, то есть против семейных устоев.
Изменения в жизни запорожца Мирона Гудзь, Максимового деда, Панас Мирный и Иван Билык охарактеризовали тонко и точно: «Обошлось казацкое царство наступило земледельческое хозяйство». И именно здесь прослеживается противостояние казацкого и крестьянского (земледельческого) мировоззрений: Мирон призывает к единству в борьбе против господина, а горожане слушают, рассуждают, потому что им кажется, что они живут полной жизнью - «и хлеб есть, и скотина прибывает, и...защита безопасный». С царской и барской ласки это происходило, как думалось крестьянам, которых авторы сравнивают с курицей на гнезде, которая не думает о будущем своих цыплят. Панас Мирный и Иван Билык подчеркивают, что крестьянская жизнь отличается пассивностью и уступчивостью - в романе подробно описано, как крестьяне день за днем сдавали свои позиции, становились подневольными, неспособными даже на побег, потому как, мол, покинуть вишневый сад, огород и дом. Есть в крестьянском быту, конечно, и просветление - любовь, воспетая в песнях, семейное счастье, которое довольно часто подавленное тяжелым трудом. Казацкий же мировоззрение не только отвергает то, что мило сердцу земледельца, но и ценит в человеке противоположные качества - звитяжність, готовность к решительным действиям. А главное - казакам свойственны сплоченность, чувство дружбы и самопожертвования.
Поиски справедливости у Мирона приобретают формы конфронтации: зло в конце концов должно быть разрушено, если добро должно победить: «То с добрыми, то и в миру, а с плохими - когда их не вложишь, то они тебя уложать...». Красноречивой деталью является то, что Мирон живет в селе Пески как охотник. Это занятие отделяет его от окрестных крестьян и усиливает агрессивный и яркий запорожский характер.
В романе показано, что семейно-крестьянское жизнь и брак оказывают разрушительное воздействие на запорожский характер. Мирон мучается через двойное тяготение к земле и семье. Он подчиняется своей жене: «Так Мирон пока воевал, пока бился, рубился, пока и сам не набег на своего зверя, и его звоював. И никто второй зверь тот, как Марина на Зайцев - с мещанских-таки хуторов казачья дочь». Миронове покорение символически представлено в том, что он запускает орудия своего занятия и подчиняет свою жизнь земли и семьи: «С того времени заржавела сечевая ружье, злігся порох, растерялось креміння. Стал Мирон Гудзь поле пахать и хлеб пахать, а Марина - сына Ивана колыхать». Но хоть и покорен Мирон крестьянским мировоззрением, в нем не умирает воинственный дух. Таким образом, несмотря даже на то, что он терпит поражение, эта особая черта выделяет его среди общества, что хозяйство его затянуло.
Яркой является конфронтация Мирона с группой самодовольных хлеборобов, их восхваление безопасной и спокойной жизни: «Теперь, спасибо богу, хоть тихо.,. У нас и хлеб есть, и скотина прибывает, и защита безопасный...Живем, как и люди», - вызывает едкое замечание Мирона: «Живете? Нидієте, а не живете: цвітете...». В других местах эта мысль высказывается еще откровеннее: «И снова в поле и в поле..., опять прошлогодняя работа..., опять прошлогодние хлопоты..., и так не один, не два года: так целая жизнь, целый век... Делаешь, чтобы было что кушать, ешь, чтобы здужав делать. Вот такая веселая крестьянская судьба». А дальше - для всех рабство, крепостничество. Исходя из тематической оппозиции романа, вполне логично, что Мирон, символ свободы и восстания, должен умереть именно в то время, как село закріпачується: «Как косой скосила его мнение о неволе. Захирела старый... да и умер последний сечевик без одного года ста лет».
Победа пришла к Мирона с рождением внука: красавец Максим станет соблазнителем девушек, полюбит водку, будет верховодить среди парубоцтва, делая вред односельчанам. Эти черты характера, воспитанные дедом, стали ничем иным, как проявлением казацкого мировоззрения в здеформованому крепостничеством мире.
Именно в рассказе о внуке Максиме повторяется конфронтация, но уже трансформирована под давлением неволе, между казачьим и крестьянским мировоззрениями. Иван Гудзь, сын Мирона, воспитанный в крестьянском духе матерью «зажил... со своей молодой женой тихо и мирно, любезно - спокойным земледельческим жизнью». И хотя Ивану сыновья также воспитанные в духе ее характера, один из них, Максим, таки восстает против жизненных ориентиров родителей. Важным аспектом Максимового бунта, является то, что он отказывается от своего отца в пользу дедовой казацкой «мудрости», «правды» и «добра». В романе Максим выступает как идеологический и символический преемник Мирона: «Максим полюбил деда больше отца, матери, пришлись ему по нраву его росказни страшные, полюбились ему деду вичити - умные, правдивые, добрые. Облюбовал и дед своего интересного и моторного внука. На крайним пороге жизни отдал старый свой, годами и невзгодами разбитое сердце малому ребенку! Старость побраталась с молодостью, молодость прилипла к старости.. .Старий сечевик натхнув свою душу в молодесеньку душу внука». Однако в крепостничестве семена казацкой вольности не могло прорасти добрыми всходами, оно становится основой бунтарского характера внука старого січовика.
В отличие от крестьянского мира, изображается такими словами, как «тишина», «спокойствие», «скука», Максим обрисован словами ««интересный», «проворный», «страстный» и «энергичный». Эти качества имеют и другие видоизменения: «Максиму хотелось... биться, рубатись, розгардіяшити...», «ему хотелось гулять, драться, рубиться...». Самое интересное, что доблесть Максима противопоставляется скучности отцовской господи.
Жизнь Максима становится не чем иным, как новым проявлением запорожского мировоззрения, который проявляется в откровенной дружелюбия и общности вне семейной обстановкой, в контексте мужской общины, т.е. в армии.
Именно в московском войске подвергся окончательной деморализации потомок січовика Мирона Максим Гудзь, в душу которого засеяно и зерна казацкой доблести, и картины героических сражений с захватчиками на родную землю, но его душа, а вместе с тем и всю жизнь, розкраяні пополам. И буйная казацкая энергия пошла не в ту сторону - она выливалась еще в юности в гулянья, дебоши, порой жестокие, в безделье, она пропадала зря, потому что душа не находила себе ни места, ни дела в духоте тотальной неволи. Дошло до того, что родной отец должен был спровадить Максима в москали, где верх в его сознании приняло хищное и хапужне, где ему уже все равно стало - Московия, своя земля. Но тот процесс авторы рисуют в развитии, неодновимірно, многогранно. В Московии сперва сожалению стало Максиму «своих степей бескрайних, своего высокого неба, здесь за лесом было тесно, душно, а небо казалось низким, мрачным». Далее по этой естественной тоской по Родине идет его реакция на увиденное. Можно наблюдать, как отражается национальное через сферу быта: «Побей вас горя час, чертовы люди, с вашими домами! - говорит он. -...У нас кузницы чище, чем у них дома. А еще хвастаются своей стороной?! Ну, уже сторона!., не приведи Господи видеть никогда такой второй».
Однако же он быстро приспособился к жизни на чужбине. Максима солдатское и разбойничью жизнь, конечно, не заслуживает уважения, оно существенно отличается от Миронового казачьего существования, но в нем также присутствует моральная черта, чувство гнева на окружающую несправедливость. Максим не находит покоя в течение всей жизни. С одной стороны, жестокий, с другой - неприкаянный; «ни к кому по-братской заболтать, ни на чем свои силы показать...А она так и прохалася на волю...и свободы ни в чем не было». Именно свободы - той признаки казацкой жизни - не хватало ни Мирону, ни Максиму, именно поэтому они не могли смириться с порабощением как народа, так и личным: «Как в гнездышке, так в Максимовім сердечке виплодилась воля, о которой дед рассказывал...», «его ад ненавистью ко всему, что угнетало или перечило, не давало делать, как нам хочется, как нам вздумается». Отсутствие воли становится причиной физической смерти Мирона и духовной - Максима.
Максим, как и его дед, в конце концов женится. Однако его брак совсем не такой, как у Мирона. За женщину взял себе Максим пиячку, проститутку и москальку Евдокию, их жизнь - это пародия на семью, потому что живут воровством и разбоем.
Итак, подытоживая значение казацкого и патриархального мировоззрения в истории Мирона и Максима, следует отметить, что оба персонажи олицетворяют именно казацкий мировоззрение, но их вольнолюбивые стремления не смогли проявиться в полной мере, потому что им противостоял земледельческий мировоззрение окружения: песчаное, семьи. Крестьянское мировоззрение значительно отличался от казацкого, что и вызывало постоянные конфронтации, бесконечную войну с крестьянским миром, сопровождавшаяся взаимными поражениями.
|
|