Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей


Автор: Елена Акульшина
Сочинение на тему

Человек в творчестве М. Стельмаха (по роману «Хлеб и соль»)

Михаил Стельмах - интересный, самобытный писатель, один из величайших художников слова. Жанровый и тематический диапазон его творчества достаточно широк, художественная палитра на чудо разноцветная, привлекательная; а стиль очаровывает, пленяет читателей.

Эпоху революции 1905 года Стельмах художественно убедительно изображает в романе «Хлеб и соль» (1959 г.), к которой взял эпиграф из фольклора: «преклоняемся перед вам хлебом и солью. Самое дорогое человеку - хлеб, соль и честь». Высочайшее художественное достижения писателя - ярко обрисованы нравы: колоритные народные образы Ивана Яроша (деда Дуная), Екатерины Чайчихи, Мар'яна Поляруша, Александра Палийчука, Леся Якубенко, Романа Волошина и обусловливают многоплановую организацию произведения. Много эпизодов романа написано с поразительной силой драматизма, показательным в этом плане является образ Ивана Яроша, которого люди прозвали Дунаем. В характере этого труженика Стельмах воплотил психологию земледельца начала XX ст. Дунай - правдолюб, человек неподкупной честности, которая очень болеет за судьбу хлбіборобів. Портретно-психологические детали М. Стельмах добавляет в процессе духовного раскрытия героя. В образе воплощено Дуная лучшие черты трудового народа: мудрость, гуманизм, чрезвычайно тонкое чувство красоты, отзывчивость и доброта. Центральное место в изображении этого героя отведено внутреннему портрету: он любит в песнях; он кроток и тих, как Дунай, но и могучий, как Дунай! Тяжелую скорбь везет Дунай в северной столице - надеется на милость царя. В Петербурге старик узнает, что непутевый император - жестокий палач. Единственный Ярош сын за политическую деятельность после ареста отправлен этапом до родного села, также полісовщики тоже не дождались помощи. Потрясла Дуная и известие о разрушении Морозенкової дома. Гнев и мука переплелись в его душе; то он ломает свой гнев и гордость, тщетно умоляет Стадницкого не своевольничать. Старом адский гнев и невыразимая скорбь сжавших сердце, терпеть было уже невмоготу - пришел конец страданиям. Дед Дунай прячет за голенище сапожный нож, прощается с женой, уходит в церковь на исповедь, а поти направляется к панского дворца, чтобы покончить со Стадницкий...

Наивная и доверчивая жена Анна успела известить Стадницкого о намерение своего мужа, и барские прихвостни его схватили, скрутили ему руки и забросили в сборне. Утром чуть не весь Медведин пришел прощаться с Ярошем, люди не судили, а болели за него. И самые критические, самые трагические минуты своей жизнь Дунай остался верен своему идеалу - жить с правдой и по правде.

Михаил Стельмах обращается к образу-символу, в котором воплотились душа, правда, красота народа. В образах правдоискателя Яроша и старой Екатерины Чайчихи сконцентрированы вековечная жизненная мудрость и опыт народа.

Следовательно, человек для писателя - целый материк со своими океанами, морями, неизвестными землями. Интеллектуальность прозы Стельмаха имеет не только писательские поиски смысла жизни, но и веру в способности народа, умение понять его огромные умственные горизонты.