Михаил Стельмах - интересный, самобытный писатель, один из величайших
художников слова. Жанровый и тематический диапазон его творчества достаточно широк,
художественная палитра на чудо разноцветная, привлекательная; а стиль очаровывает, пленяет
читателей.
Эпоху революции 1905 года Стельмах художественно убедительно изображает в романе
«Хлеб и соль» (1959 г.), к которой взял эпиграф из фольклора: «преклоняемся перед вам
хлебом и солью. Самое дорогое человеку - хлеб, соль и честь». Высочайшее художественное
достижения писателя - ярко обрисованы нравы: колоритные народные образы
Ивана Яроша (деда Дуная), Екатерины Чайчихи, Мар'яна Поляруша, Александра
Палийчука, Леся Якубенко, Романа Волошина и обусловливают многоплановую организацию произведения. Много
эпизодов романа написано с поразительной силой драматизма, показательным в этом плане является
образ Ивана Яроша, которого люди прозвали Дунаем. В характере этого труженика Стельмах
воплотил психологию земледельца начала XX ст. Дунай - правдолюб, человек неподкупной
честности, которая очень болеет за судьбу хлбіборобів. Портретно-психологические детали
М. Стельмах добавляет в процессе духовного раскрытия героя. В образе воплощено Дуная
лучшие черты трудового народа: мудрость, гуманизм, чрезвычайно тонкое чувство
красоты, отзывчивость и доброта. Центральное место в изображении этого героя отведено
внутреннему портрету: он любит в песнях; он кроток и тих, как Дунай,
но и могучий, как Дунай! Тяжелую скорбь везет Дунай в северной столице -
надеется на милость царя. В Петербурге старик узнает, что непутевый
император - жестокий палач. Единственный Ярош сын за политическую деятельность после
ареста отправлен этапом до родного села, также полісовщики тоже не дождались
помощи. Потрясла Дуная и известие о разрушении Морозенкової дома. Гнев и
мука переплелись в его душе; то он ломает свой гнев и гордость, тщетно умоляет
Стадницкого не своевольничать. Старом адский гнев и невыразимая скорбь
сжавших сердце, терпеть было уже невмоготу - пришел конец страданиям. Дед Дунай
прячет за голенище сапожный нож, прощается с женой, уходит в церковь на исповедь, а
поти направляется к панского дворца, чтобы покончить со
Стадницкий...
Наивная и доверчивая жена Анна успела известить Стадницкого о
намерение своего мужа, и барские прихвостни его схватили, скрутили ему руки и
забросили в сборне. Утром чуть не весь Медведин пришел прощаться с Ярошем, люди
не судили, а болели за него. И самые критические, самые трагические минуты своей
жизнь Дунай остался верен своему идеалу - жить с правдой и по
правде.
Михаил Стельмах обращается к образу-символу, в котором воплотились душа,
правда, красота народа. В образах правдоискателя Яроша и старой Екатерины Чайчихи
сконцентрированы вековечная жизненная мудрость и опыт народа.
Следовательно, человек для писателя - целый материк со своими океанами, морями,
неизвестными землями. Интеллектуальность прозы Стельмаха имеет не только писательские
поиски смысла жизни, но и веру в способности народа, умение понять его
огромные умственные горизонты.