Творческие работы наших посетителей
Автор: Литвин Виктория
Образ Наташи в пьесе И.П. Котляревского «Наталка-Полтавка»
Творчеством І.П.Котляренка начинается новый этап в развитии истории украинской литературы. Возникновение новой украинской литературы, написанной живым украинским языком, было обусловлено началом формирования украинской нации, развитием науки и культуры. Первым словом новой украинской литературы стала «Энеида » Котляревского.
Счастливая судьба выпала втором большом произведения Котляревского «Наталка Полтавка».
Впервые поставленная в 1819 году на сцене Полтавского театра, эта пьеса не потеряла популярности и художественной значимости и в наши дни. Писатель глубоко реалистично, по-новаторски показал жизнь народа на Украине в начале XIX в.
«Наталка Полтавка» имеет тесные связи с предыдущей украинской литературой, в частности драматургией и народным театром.
Сюжет пьесы довольно прост. Влюбленные герои пьесы, Наташа и Петр, не могут жениться сначала через бедность парня, а впоследствии-за того, что на пути к их счастью стал господин возный.
В центре пьесы - образ простой крестьянской девушки - Наташи. В прошлом отец Наташи был довольно зажиточным. Несмотря на это, девушка полюбила бедного парня Петра, отца наемника. Старый Терпило не согласился отдать Наталью за нерівню, и Петр пошел бурлачить, чтобы заработать денег. Четыре года верно ждет его любимая девушка. С того времени много чего изменилось. Старый Терпило умер, семья обеднела, и Наташе приходится своим трудом содержать себя и старую мать. К умной, красивой, трудолюбивой девушки шлют сватов «весьма приличные женихи»: тахтаулівський дьяк, підканцелярист Скоробреха, возный Тетерваковский. Казалось бы, брак с состоятельным человеком спасет Наташу и мать от нищеты, но девушка не мыслит себе жизнь с нелюбимым человеком. Она с чувством собственного достоинства отвергает ухаживания возного. Понимая, что у богатого женщина с «мужичок» «будет хуже наймички - будет крепостной», Наталья мудро отвечает возному: «Знайся конь с конем, а вол с волом».
Наташа-любящая дочь. Она искренне уважает свою мать, горе и слезы матери глубоко поражают ее. Девушка должна покориться маминым уговорам выйти за первого жениха. Правда, девушка надеется, что скоро таких не будет. «Женихи, которым я ответила, второй раз не привяжутся. Возному так отрезала, что должен отцепиться, более, кажется, нет на примете».
Но пристав не оставил своего намерения вступить в брак с Наташей. Связана обещанием, данным матери, девушка должна покориться. Глубоко драматично звучит монолог Наташи: «Боже милосердный! Что со мною будет! Страшно и подумать, как с немилым мужем весь век жить, как нелюбимая миловати, как противного любить. Куда мне деваться? Где помощи искать? Кого просить? Горе мне!»
Ничто уже, казалось, не могло спасти Наташу от жизни с постылым мужем. По древним народным обычаям, девушка, которая подала полотенца, не может нарушить данного слова. Не такая Наташа. Эта смелая, энергичная девушка способна на борьбу с вековыми традициями. Упорный в борьбе за свое счастье, она после возвращения Петра подговаривает возному: «Когда Петр мой вернулся, то я не ваша, сударь». Побеждает большая сила Натальиного любви. Растроганный проявлением таких глубоких чувств, пристав отказывается от Наташи, возвращает ей свободу. Так народная мораль, «красивой, умной, моторной» девушки «с добрым сердцем» побеждает барскую.
В образе Натальиного любимого Петра писатель изобразил бедного парня-гастарбайтера, которому, как и Наташе, присущи благородство, способность к самопожертвованию. В этом образе Котляревский тоже воплощает свои идеалы народной морали. Петр - добрый, искренний парень, способный на высокие чувства, верный в любви. Четыре года он зарабатывает деньги в далеких краях, чтобы вступить в брак с любимой девушкой. Но у Петра нет смелости, присущей Наташе, он пассивен, не способен на борьбу за свое счастье. Узнав, что Наталья просватана, Петр смиряется с судьбой: «Возный - господин, чиновный и богат, а я не имею ничего. Вам с матерью надо подпорки и зашить, а я через себя врагов вам прибавлю, а не помощ подам».
Решительным Петра, способным на борьбу, изображенных в пьесе Николая, дальнего родственника Натальи, бурлаки «без рода, без имени, без судьбы и приюта», что «везде опізнився». Но, несмотря на это, Николай веселый, шутливый парень, который умеет острое слово сказать и должным образом ответить господину.
Вообще образ смелого и самоотверженного друга, всячески помогает молодому человеку в борьбе за любимого, нередко встречаем в литературе.
Николай, как и Наташа, способен на борьбу, на решительный протест, он осознает своего достоинства, свободолюбивый. Именно поэтому Николай собирается податься до черноморского казачьего войска. В образах Наташи и Николая воплощены народные взгляды на борьбу за свое счастье, за человеческое достоинство.
Образ Натальиной матери - это образ простой женщины-крестьянки. Потерпев после смерти мужа нищеты и лишений, Терпилнха для своей дочери желает иной судьбы. Ей кажется, что счастье Наташи - в брак с богатым. Искренне сочувствуя дочери, видя верность и доброту Петра, она соглашается на их бракосочетании. Бедная, забитая женщина боится начальства (в лице возного и выборного), преклоняется перед ним. Все это результат нищеты и лишений. В образе старой Терпилихи воплощены характерные черты женщины-матери, что больше всего желает счастья своему ребенку.
Образам Натальи, Петра, Николая, старой Терпилихи, героям из народа писатель противопоставляет представителей господствующего класса. Это возный и выборный. В создании этих образов. П. Котляревский показал себя, как и в «Энеиде», блестящим сатириком.
Мелкий чиновник, «юриста упорный и хапун такой, что и с родного отца слупит», возный и во взглядах на любовь и брак прежде всего хищник. Признаваясь в любви Наташе в любви, он заявляет, что хочет взять ее «во вічноє и потомственное владініє», «с правом владіти... спокойно, безпрекословно и по своей воле - это-то как его - розпоряжать».
Па государственной службе пристав - взяточник и здира. Он оправдывает обман, лукавство, мздоимство. Свои идеалы возный вкладывает в переделанную песню Г. С. Сковороды «Всякому городу нрав и права», где воспевается взяточничество, хищничество, зло.
Образ выборного - это образ мелкого хищника. На первый взгляд он кажется добродушным, простоватым, но это лишь маска. Выборный - «хитрый, как лиса,- и на все стороны мотается, и где не посей, там и уродится, и уже где и черт не сможет, то пошли Макогоненко, сейчас докажет».
В образах возного и выборного Котляревский осуждает мораль господствующего класса.
«Наталка Полтавка» произведение выразительно реалистичный. Сюжет, действие произведения построены на украинском материале, так же и действующие лица «Наталки Полтавки» - это яркие украинские типичные характеры, которые раскрываются в типичных для тогдашней жизни обстоятельствах.
Типичным для тогдашнего украинского села есть и конфликт пьесы, имеет социальный характер. Терпилиха склоняет дочь к браку с нелюбимым человеком потому, что он богат, что он пристав, чиновник, в руках у него власть. А Петру обручиться с Наташей препятствует бедность - тоже социально обусловлена причина. И образы-персонажи в пьесе группируются по социальному признаку. Бедняки: Наталья, Петр, Николай и богачи: возный, выборный.
Симпатии писателя на стороне бедных влюбленных Наталки и Петра. Сама ситуация, положенная в основу пьесы перекликается с некоторыми народными песнями, в которых рассказывается о девушке, которую хотят отдать замуж за богатого.
Богатой, подлинно народной можно назвать и язык «Наталки Полтавки». Речь действующих лиц пересыпан народными оборотами, пословицами, поговорками.
«Наталка Полтавка», является первой украинской пьесой, ее первенцем новой драматургии. «Наталка Полтавка» имела определяющее влияние на развитие дальнейшей украинской драматургии.
Творчество И. П. Котляревского имеет большое значение в истории нашей литературы, в становлении украинской культуры.
|
|