Литургическая поэзия - лирика, рассчитана на ритуальное употребление в пределах христианской общины (в этом усматривается отличие Л.п. от христианской поэзии вообще). До данного жанра, неотъемлемого от музыкального сопровождения, относятся гимн "Вначале было Слово...", песня Моисея (Исход 15.1-19; Второзаконие 32.1-43), "Песня над песнями" и другие произведения, составляющие церковную гімнографію. Л.п. подчинена жестким каноническим нормативам библейской словесности (гностические гимны Бардесана, написанные во II-III ст., согіати Ефрема Сирина, созданные в IV ст., каноны Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, представителей сиропалестинської школы (VII-VIII вв.) с присущей их Л.п. тяжелой метрикой. К латинскому миру эту поэзию ввели, опираясь на "восточные" образцы, Гларий из Пуатье и Амбросий Медиоланский. Около IX века. Л.п. (под влиянием арабской лирики, хорошо известной в среде вагантов и трубадуров) постепенно облагораживается, даром что позже, в XVI ст., католическая церковь от большинства произведений подобного сорта отказалась (удержано около 120-ти). Киево-русские переводы воспроизводили стиль, ритмику, интонацию Л.п. греческого образца, но не ізосилабізму (в отличие от древнеславянских переводов). В это время появлялись и собственные произведения этого жанра, например, у Григория Печерского (ХІ-ХП вв.). Особого расцвета Л.п. приобрела в Украине в период барокко (см.: Канты). Интерпретация Л.п. имеющаяся в творчестве Григория Сковороды, Т.шевченко, И.франко, Леси Украинки, п. тычины, Б.Кравціва и др.
|
|