10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА
МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
Идея служения художника народу в новелле «Intermezzo» M. Коцюбинского
М. Коцюбинский как человек честный, самоотверженный, принципиальная в своей деятельности, последовательна в своих убеждениях не мог не обратиться к теме: «Роль писателя в общественной жизни».
Тема служения искусства народу не могла не быть близкой такому мастеру художественного слова, продовжувачу традиций Т. Шевченко, как М. Коцюбинский. Об этом свидетельствует новелла «Intermezzo». Что означает само слово? Intermezzo - слово итальянского происхождения, означает - перерыв, передышка. «Intermezzo» М. Коцюбинского по жанру - лирическая новелла, сочинение, в котором с большим художественным мастерством раскрыты собственные мысли, чувства и переживания писателя. К теме о роли художника и общественного назначения искусства Михаил Михайлович обращался и ранее. А почему именно в 1908 году он вновь обращается к этой теме? Наступило трудное время столыпинской реакции, когда любая расправа со всеми недовольными получила своего развития. Часть интеллигенции сбежала от борьбы, напуганная реакцией. В этих условиях М. Коцюбинский остается верным сыном трудового народа, помощником и советчиком в его борьбе за социальное и национальное освобождение. Именно в новелле «Intermezzo» M. Коцюбинский ведет непримиримый поединок с модернистской теорией независимости художника от общества, доказывая, что честный художник никогда не имеет права убегать от жизни, предавать интересы народа.
Художник, главный герой произведения, устав от «бесчисленных «надо» и «бесконечных «должен»», от боли и горя, от злости и мерзких поступков людей, от ужаса и грязи их существования, в конце концов, вырывается из объятий «своего многоголового зверя». И не удивительно, ибо на художника протяжении лет ждали многочисленные испытания. Конечно, усталость не только физическая, но и моральная. Ему больно смотреть на все, что происходит вокруг. Дума художника разрывается от боли за страдания обиженных людей, которые ютятся в убогих хатах. Труд художника общественное, он всегда среди людей. Он уже не знает, «где кончается собственно жизнь, а чужое начинается».
Жаждая покоя и одиночества, герой освобождается из железных оков города, его шума, суеты и оказывается почти в полном безлюдді. Дни его «intermezzo» проходят среди степных полей долины, налитой зелеными хлебами. Поэтические пейзажи - «тихо плывет голубыми реками лен», «тропы змеятся глубоко во ржи», «соболиная шерсть ячменів» - дают возможность не только наблюдать красоту природы, но и смывают с души героя грязь и мусор рутины, усталость и депрессию. Какая бы не была прекрасная природа, но настоящий художник не может увлечься только ею. Почему же художник, находясь на лоне природы, благодарен ей? «Я тоже пустил свою душу под черный пар..., - эта метафорическая фраза дает ответ на поставленный вопрос: во пар пускают истощенную ниву, чтобы отдохнула, набралась новых соков. Природа сделала герою добрую услугу - он избавился от усталости и уже может служить людям. И не случайно встреча героя с человеком происходит именно среди нив, которыми он очаровывались и оставляет. Его герой опять-таки идет к людям, к борьбе с человеческим горем. Его мировоззрение, моральная позиция не позволяют стоять в стороне от жизни. Драматическая напряженность разговоры рассказчика с крестьянином, что подчеркивается взволнованной повторяемостью слов «Говори, говори...», завершается взвешенным выбором художника: «Иду среди людей. Душа готова, струны тугие, наладжені, она уже играет...»
Таким образом, М. Коцюбинский новелле «Intermezzo» убедительно доказал, что художник не может существовать вне общества. Его обязанность - служение обществу.
|
|