Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Етиографізм (греч, ethnos - племя, народ и grаpho - пишу) - отражение в литературе и искусстве традиционного национального быта (жилье, хозяйство, ремесла, одежда, еда, семейная жизнь, и т.д.), обычаев, обрядов. Е.- органическая составляющая национального в искусстве и как его этническая константа имеет свои особенности в его истории. Существенной особенностью Э. в художественной литературе, является национальный язык, словесный фольклор (в музыке - музыкальный, в танце - хореографический) как виражальний материал (субстанция) этого вида искусства. Настоящее искусство, особенно художественная литература, не может быть наднациональным, поэтому Е. как органическая составляющая национального рассматривается в контексте национальной культуры с учетом специфических особенностей творческой индивидуальности художника. Е. в художественной литературе приобрел особое значение в период национального пробуждения, появления произведений на народном языке, что постепенно набрала статуса литературного. Он ярко выражен в литературах порабощенных народов, поскольку, кроме эстетических функций, способствовал пробуждению национального сознания, сближению и консолидации высших и низших сословий нации, активизации освободительных стремлений.. В украинской литературе первой половины XIX в, Е, имел еще и свои региональные этапы развития, обусловленные длительным расчленением Украины между Польшей, Россией и Австрией. Е. эволюционировал вместе с развитием художественного мышления писателей, способом художественного выражения, эстетическими предпочтениями общества. Е. во второй половине XIX в. функционирует уже в другой художественной структуре, чем в эпоху раннего национального пробуждения. Еще с другим-идейно-художественным нагрузкой он функционирует в творчестве писателей нового типа мышления на рубеже XIX - XX вв. - М. Коцюбинского ("Тени забытых предков"), Леси Украинки ("Лесная песня", "Боярыня"), в. Винниченко и др.. Здесь Э. служит не так предметно-реалистическом созданию образа, как философской интерпретации гуманистической идеи автора. Свои "координаты" имеет Э. писателей второй половины XX ст. (У.Самчук, Б.Харчук, Г.Тютюнник, Е.гуцало, в. Шевчук и др.), Характер Э. в искусстве зависит не только от своеобразия культурно-исторической эпохи, но и от особенностей творческой индивидуальности художника, его мировоззрения, эстетических предпочтений. Например, в седневский предисловии к "Кобзарю" Т. Шевченко с позиции своего социально-национального радикализма предостерегал тогдашних украинских писателей от того, чтобы формальный, внешний Е. не вредил национально-освободительным стремлениям украинцев. Формальный Е.„ без органической связи с идейно-художественным содержанием произведения, критиковали Франко, Иван Билык, м. Драгоманов, б. гринченко, О.Маковей и др. Самойленко в сатирической сцене "Драма без водки" остроумно высмеял драморобів, которые вульгарным Е. дискредитировали украинскую драматургию и театр. Проблема Э. в истории украинской литературы еще ждет отдельное фундаментальное исследование.