Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Краткое изложение произведения

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
ТЕНИ ЗАБЫТЫХ ПРЕДКОВ

«Иван был девятнадцатой ребенком в гуцульском семье Галійчуків». Еще ребенком он отличался от других: «...Иван все плакал, кричал по ночам, плохо рос и смотрел на неню таким глубоким, старческое умным зрением, что мать в тревоге одвертала от него глаза».
Те глаза будто видели нечто скрытое от других: «Смотрит перед себя, а видит какое-то далекое и не известное никому...» Мата с облегчением отпускала Ивана из дома, и он уходил в горы, в лес, где ему было уютно, где все было понятно и родное. Мама даже опасалась, не подменили ее ребенка: «Не «сокопилася» баба при злогах, не обкурила где-то дома, не засветила свечи - и хитрая бісиця успела обменять ее ребенка на свое черт». Потому что сын лучше чувствовал себя среди природы, в лесу, чем в доме у людей. Мир казался ему сказкой, «полной чудес, таинственной, интересной и страшной». Иван семи лет умел находить целебен зелье - одалеп, матриган и подъемник, понимал, о чем канькає коня [род коршуна], с чего восстала зозуля, и когда рассказывал о все же дома, мать неуверенно поглядывала на него: может, оно к нему говорит?» Знания о мире природы и мир человека как-то быстро стали ему доступны, понятны. «Знал, что в мире царит нечистая сила, что арідник [злой дух] правит всем, что в лесах полно леших, которые пасут там свою маржинку [скот]: оленей, зайцев и серн; что там бродит веселый чугайстыр [мифическая лесная существо], который сейчас просит встречного в танец и раздирает нявки; что живет в лесу голос топора. Выше, по безводным далеких недеях [диких верхушках гор], нявки разводят свои бесконечные танки, а по скалам прячется леший».
Когда парень подрос, его послали пасти коров. Там, на пастбище, Иван выучился от старших играть на свирели. И те обычные песни не удовлетворяли его - в нем жили другие мелодии, «смутные и неуловимые». Это была волшебная музыка родной природы: «Из-за ветви ели выглядели опечаленные горы, напоенные грустью теней от облаков, что все стирали бледную улыбку царинок [огороженных сенокосов близко к жилищу]. Горы ежеминутно меняли свой настрой: когда смеялась царинка, хмурился лес. И как трудно было всмотреться в то подвижное лицо гор, так трудно было ребенку поймать причудливую мелодию песни, что поинтересовалась, тріпала крылышками у самого уха и не давалась».
Однажды Иван зашел далеко в горы и вдруг услышал ту вожделенную тихую музыку. Но кто же играл в этом безлюдном месте? Иван вернулся и скаменів: «На камне, верхом, сидел «тот», леший, скривил острую бородку, нагнул рожки и, закрыв глаза, дул в флояру». Иван хотел бежать - и не смог; хотел закричать - голоса нет. Но вот голос появился, а то леший вдруг пропал. Бросился Иван бежать вниз, и бежал, пока не упал без сил. Потом, придя в себя, Иван попытался повторить мелодию, но она долго не давалась. Но парень начинал еще и еще. И наконец «лесом поплыла чудная, не известна еще песня, радость вступила в его сердце, залила солнцем горы, лес и траву, зашумела в потоках, подняла ноги у Ивана и он... закружився в танце». Душа и сердце пели в парня. «На солнечной пятне полянки, что закралось в мрачное царство елей, скакал беленький мальчик, словно бабочка порхал со стебля на стебель, а обе коровы - жовтаня и голубаня, просунув головы между ветвей, приветливо смотрели на него, жуя жвачку, и изредка звонили ему до танца». В лесу нашел Иван то, чего искал.
«Дома, в семье, Иван часто был свидетелем беспокойства и горя. По его памяти уже дважды круг их дома трембітала трембита, оповещая горам и долам о смерти: раз, когда брата Алексея роздушило дерево в лесу, а второй раз, когда браччін Василий, хороший веселый парень, погиб в драке с враждебным родом, иссеченный топориками».
Здесь не было покоя. Людьми овладели ненависть и злость. Старая вражда существовала между родом Палийчук, к которому принадлежал Иван, и родом Гутенюків. Никто уже не мог точно вспомнить, откуда пошла вражда, но и до сих пор все кипели злостью и рвением.
На самом деле семья Ивана была небольшая. Из двадцати детей выжили только пять, а остальные пятнадцать почил на кладбище возле церквушки». Все в семье любили ходить в церковь, особенно на храмовые праздники. Там можно было встретиться с дальними родственниками, а иногда и «пустить кровь» Гутенюкам. В эти дни Палійчуки надевали лучшую одежду, сідлали лошадей и горными тропами отправлялись в церковь. И плаи будто расцветали красными маками: то шли святочно убраны гуцулы.
Однажды, возвращаясь из храма, два враждующие роды встретились и произошла драка между Гутенюками и Палійчуками. Иван не понял, как оно произошло, и когда увидел, якупав его отец, «как підтята смерека», бросился в драку. В пылу драки ударил девушку, «что тряслось от ужаса у самого воза». Иван догадался, что это «Гутенюкова девка», и начала убегать, он догнал ее, шарконув за пазуху и разодрал рубашку. Оттуда упали не землю новые кісники, которые он бросил в реку. «Тогда девочка, изогнутая вся, посмотрела на него исподлобья каким-то глубоким зрением черных матовых глаз и спокойно сказала:
- Ничего... У меня есть вторые... имей лучше».
Так завязалась беседа, и девочка вынула конфету и поделилась ею с Иваном. Он помедлил, но взял. «Теперь они уже сидели рядышком, забыв про визг драки... а она повествовала ему, что называется Маричка, что пасет уже дроб'єта (овцы)... а взгляд ее черных матовых глаз мягко погружался в Иваново сердце...»
На второй день после драки умер отец Ивана, старый Палийчук. И тяжелые времена наступили в его семье. Но в памяти Ивана не смерть отца жила, а встреча с девочкой, что обиженная им безвинно, «полным доверия движением» дала ему половинку конфеты. Ивану очень хотелось снова увидеть Маричку. И он встретился с ней, когда пас коров, а она овцы. Затем они встречались каждый раз, пасуя овец и коров, и это была их тайна.
«Белые ярки, забившись в холодок под ель, смотрели глупыми глазами, как качались по мхах двое детей, звоня в тишине молодым смехом. Устав, они забирались на камни белое и страшно заглядывали оттуда в пропасть, из которой стремительно поднимался в небо черный призрак горы и дышал синевой, что не хотела тают на солнце. В щели между горами летел в долину поток и тряс по камнях седой бородой. Так было тепло, одиноко и страшно в вековечной тишине, которую берег лес, что дети слышали собственное дыхание. Но ухо упрямо ловил и увеличилось до наибольших размеров всяких бы звук, что должен был жить в лесу, и им порой казалось, что они слышат чей-то потайной ход, глухое буханье барды, учащенное дыхание уставших груди».
Так росли они среди потоков и лесов, чистые и наивные. Но детство прошло, и Иван был уже парень, стройный и крепкий, как ель, мазал волосы маслом, носил широкий пояс и пышную кресаню. Маричка тоже уже ходила в заплітках, а это значить мало, что она уже готова отдаться». Они не пасли больше ягнят, а встречались только на праздник и в воскресенье. «Сходились возле церкви или где-то в лесу, чтобы стариня не знала, как любят дети враждебных родов. Маричка любила, когда он играл на флояре. Задуман все, втыкал глаза куда-то за горы, как будто видов, чего не видели другие, прикладывал мережаный дудку до полных уст, и чудная песня, которой никто не играл, тихо падала на зеленую отаву царинок, где выгодно послали свои тени ели». И казалось им, что на свете только две краски: «в зеленой - земля, голубой - небо». И среди этого зелено-голубого мира лишь они двое. «Маричка обзивалась на груфлояри, как самочка до дикого голубя,- спеванками. Она их знала множество. Откуда они появились - не могла бы рассказать. Они, кажется, качались с ней еще в колыбели, хлюпались в купели, родившемся в ее груди, как сходят цветки самостоятельные по сенокосах, как ели растут по горам... Маричка и сама умела сочинять песни».
Поэзия Ивановых мелодий сплеталось с летучими стихами Маріччиних коломыек. Они полюбили друг друга. «Она давно уже была Иванков, еще с тринадцати лет. Что же в том удивительного было? Пасучі овцы, видела часто, как козел перчит козу или баран валит овцы,- все было так просто, естественно, как мир миром, что ни одна нечистая мысль не засорила ей сердца».
Маричка часто спрашивала, будут ли они в паре навсегда, ведь их семьи никогда этого не позволят. И Иван уверял, что и спрашивать родственников не будет, потому Маричка должен быть его. На танцах запропошував ее откровенно и «как на злость старину он на танцах размахивал телкой так, что аж встали рассаживались».
Однако все складывалось не так, как думал Иван. Хазяйство его разрушалось, и надо было идти в батраки. «Должен идти в долину, Марічко,- грустил он заранее». Маричка покорно соглашалась, хотя ей было очень грустно. И то сумм выливала в співанках:
Ізгадай мне, мой миленький, Два раза в день. А я тебя ізгадаю Семь раз в час.
Она утешала сама себя, что обязательно будет смотреть на горы, то может, и увидит его: «Как муть тумана садиться на горы, я сяду и си заплачу, что не видно, где живет милый. А как в погожий реку зазоріє небо, я м смотреть, которая звезда над полонинков - поэтому видит Ваня... Только петь оставлю».
Но Иван советовал ей не терять веселости и петь. Обещал вернуться быстро. Он слушал ее песни и думал, что она засеяла спеванками своими и леса, и горы, и долины. Весь мир вокруг него звенит ее песнями. «Но придет пора, он вернет к ней, и она вновь соберет песни, чтобы было одбуть чем свадьба...»
 
* * *
 
Следовательно теплым весенним утром Иван пошел на пастбище. «Иван поднимался все выше.. ..Леса уступали место горным сіножатям, мягким и полным. Иван брел среди них, как по озерам цветков, нагибаясь время, чтобы закосичить кресаню [шляпа] пучком красной грани или бледным венком не-вістульки.
<... >
А тропинка вела все дальше... Здесь были тишина, великий покой природы, строгость и печаль.
<... >
Полонина! Он уже стоял на ней, на сей высокой луке, покрытой густой травой».
А в долине, покрытой от ветра, нашел Иван становлюсь [деревянный шатер для пастухов]. Здесь, среди гор, Иван вместе с другими пасти скот, что ее сгоняли на лето сюда из разных деревень. Каждый знал свое дело и имел здесь свои обязанности. Мужчины относились к ним как к священным. «Тем временем костер розгоралась на полонине. Полным уважения движением, как древний жрец, подбрасывал ватаг к ней сухие ели и свежую хвою, и синий дым легко подымался над ней...
Долина начинала свою жизнь живым неугасимым огнем, который должен был защищать ее от всего дурного».
День угас, и Николай-спузар, что должен был все лето следить за костром, позвал пастухов ужинать.
 
* * *
 
«Какая же тото горная долинка весной веселая, как овечки в ню идут с каждого села!..»
Ватаг чутко прислушивался и как будто слышал, как сходятся стада скота сюда, на пастбище, как оживают горы віддихання и топота отар. И вот они уже здесь все. И тогда главарь упал на колени и поднял руки к небу. «За ним склонились к молитве пастухи и люди, пригнали скотину. Они просили у Бога, чтобы овца имела горячее сердце, как горячий огонь, который переступала, чтобы Господь милосердный заступил христианскую скот на росах, на водах, на всех переходах от всякого бедствия, зверя и припадка. Как Бог помог собрать скот вместе, чтобы так помог людям всю отдать.
Добро слушало небо чистосердечную молитву, добродушно нахмурился Бескид, а ветер, пролетая дальше, старательно вичісував травы на пастбище, как иметь детскую головку...»
 
* * *
 
Дни тянулись за днями в ежедневной работе, в трудностях овцеводческого жизни. И среди ежедневных забот вспоминает Иван Маричку. Как она, поет свое песни?
«Ой, как будут пеночка Белые овец пасти, Будут мои песенки По кресаню класть...- вспоминается ему милый девичий голос, и он срывает цветок и закосичує ней кресаню». «Горный воздух прополоскало грудь, хочется кушать. И как среди кармила! Стоишь здесь маленький, как бадилина в поле. Под ногами зеленый остров, что его обливают голубые воды далеких гор. А там, в суровых диких верхах, где-то в безводах, в безслихах, гнездится всякая мара, враждебная сила, с которой тяжело бороться. Лишь одно - сокотися...» Медленно тянется время. За день Иван вон утомляется. Но во сне к нему приходит Маша. Он сам себе говорит, что это не она, но что-то его будто тянет за Маричкой. От сна он проснулся вдруг, услышав крик скота. Сердце его колотилось. И вот наконец трембита извещает, что кошары ждут овцы.
 
* * *
 
На полонине все собрались, чтобы выдоить овец и коз. Привычным движением Иван хватает овцу за позвоночник и тянет к себе более широкую подойник, что постепенно наполняется молоком. «Ивану руки беспрестанно мнут теплое овечье вымя, одтягають дойки, а в руках у него течет молоко, пахнет туком и поднимает с подойники жирную сладкую пару.. ..Жалобно плачет мокрая отара по ту и другую сторону струнки, падают в загон обессиленные овцы, а густое молоко звонко журчит в подойник и затекает теплым ручейком аж за рукав».
 
* * *
 
«Опустели дворы. Тишина и пустота». Начинается новое действие - сыроделие. Ватаг склоняется над молоком, «розщобає медленно рукава и сам по локоть погружает в него свои голые, заросшие волосами руки. И так застывает над молоком.
Теперь должно быть тихо в стаи, двери заперты, и даже спузар не смеет кинуть глазом на молоко, пока там творится нечто, пока ватаг колдует... Только по легкому движению жил на ватагових руках заметно, что внизу в посуде ед-ходит что-то. Руки оживают понемногу, то поднимаются выше, то опускаются ниже, закругляют локти, что-то плещут, комкающими и гладят там внутри, и вдруг здна посуды из-под молока, поднимается круглое сырово тело, каким-то чудом родилось. Оно растет, вращает приплюснутые бока, купается в белой купели, само белое и нежное, и когда предводитель его вынимает, зеленые родовые воды звонко стекают в посуды». После этого открывают двери настежь и извещают трембитой, «каждый день кончился миром, щобудзйому удался, кулеша готова и струнки ждут новое молоко».
 
* * *
 
Много приключений испытал Иван тем летом. Раз будто видел, как из одинокой ели в лесу выступил какой-то человек и выбежали за ним серны, которых тот пас с помощью медведя. Иван показывал на то чудо другим, но никто ничего подобного не видел. «Часто негура [туман] заставал овцы в половине. В густой мгле, белой, как молоко, все пропадало: небо, горы, леса, пастухи.. ..Овцы седым туманом катились под ногами, а дальше пропадали и они.. ..Так они растеряли несколько овечек». Изредка к овчарам приходили люди из долины, рассказывали нехитрые новости деревенской жизни. А вечерами они собирались у костра и «изголодавшиеся за лето без «челядини» [женщины], вели бесконечные жирные разговоры».
Иван же звал Николая и просил его рассказать какую-то сказку, потому что тот много их знал. Так Иван коротал ночи.
 
* * *
 
Николай заболел, и Иван вместо него бодрствовал костра, варил для всех кулеша. И сердце его неспокойно. Обсели его грустные думы, тяжелые сны, в которых ему никак не встретиться с Марией. Потому что «в тот момент, когда Иван вот-вот должен услышать мягкое тело Марии на груди, из леса выходит с рыком медведь, а белые овцы мечутся в сторону и одділяють его от Марички». Иногда же так Ивану становилось плохо середтиші, холода и одиночества, что казалось будто-то «что-то большое, враждебно душит его, ся затвердела тишина, равнодушный покой, сей сон небытия». А однажды он услышал тихий голос: «Ива-а!» Так звала его Маричка. «Маричка? Где она взялась? Пришла на пастбище? Ночью? Заблудилась и зовет?
Или, может, ему причулось? Нет, она здесь». Он побежал напрямик туда, откуда слышался голос, и застыл над пропастью вокруг туман. То был ее голос?
 
* * *
 
Работал Иван в долине, пока и совсем не опустела. Разобрали хозяева скот, «одтрембітали свое трембиты, лежат стоптанные травы, а ветер осенний заводит над ними, как над мертвецом ».
 
* * *
 
«Недаром Иван спешил с полонины: он не застал Марички живой. За день перед сим, когда брала Черемош, взяла ее вода. Неожиданно заскочила наводнение, моти габы [волны] сбили Маричку с ног, бросили потом на гоц [во-допад] и понесли среди скалы в долину. Маричку несла река, а люди смотрели, как крутят ею габи, слышали крики и мольбы и не могли спасти».
Иван этому не поверил. Он думал, что это выдумки Гугенюків, что признались об их любви и спрятали от него Маричку. А когда все начали твердить водно и то же, пошел искать берегом ее тела. Должно же где-то ее прибить. В одном селе нашли какое-то тело, но Иван не мог узнать в нем Марички - оно было стерто летним камнями, распухло и посинело.
Тогда великий сожалению охватил Ивана. Он хотел было и себе прыгнуть со скалы в «крутіж». Но потом возненавидел реку настолько, что уши закрывал, чтобы не слышать ее неверного шума, «что принял в себя последнее дыхание его Марички». Он блуждал по горам, не темлячи себя от тоски. Так пробыл в лесу долго, питался ягодами и водой из ручьев. «Спустя исчез - люди думали, что он погиб из большого сожаления», девушки даже песню сложили о их с Маричкой любви.
Но через шесть лет Иван вдруг появился. «Худой, зчорнілий, много старший од своих лет, но спокойный. Рассказывал, что пастушив на венгерской стороне. Еще с год так походил, а затем женился. Надо же было ґаздувати». Иван после свадьбы выглядел даже довольным. «Его Палагна была с багацкого рода, фудульна [гордая, надменная, высокомерная], здоровая девка, с грубым голосом и воластою шеей».
Любила она богатый, пышный наряд, но была хорошая хозяйка и помогала в ежедневных заботах мужчине. Иван же получил возможность работать возле скота: «Теперь он имел круг чего ходить. Не был жадным богатства - не на то гуцул жие на свете,- именно взращивание маржинки сповняло радостью сердце. Как ребенок для мамы - такой была для него скот». А главное - и мысли его были заняты скотом: то он беспокоился о сено, то о защите скоты от зверя, от ведьм. Везде была опасность. А более всех им досаждала соседка Хима: «Чего она только не вытворяла, та родимое ведьма! Переходила в полотно, что белело смерком под лесом, полз ужом или катящаяся холмами прозрачным клубком. Спивала, наконец, месяц, чтобы было темно, как идет к чужой скота. Не один клялся, что видел, как она терницю доит: забьет у нее четыре колья, как будто дойки,- и надоїть полную подойник».
А с другой стороны соседом был Юра, про которого говорили, что он богує. «Он был как бог, знающий и сильный, тот градивник и мольфар [злой дух, колдун]. В своих сильных руках держал силы небесные и земные, смерть и жизнь, здоровье маржинки и человека, его боялись, но требовали все».
Как защищать скот в таких обстоятельствах - это был ежедневный хлопоты Ивана. Он работал, не поднимая глаз от земли. Потому что когда поднимал глаза, то малейшая зеленая царинка сразу же напоминала ему Маричку. В душе его вновь звучал забытый голос:
-Ізгадай мне, мой миленький,
Два раза в день, А я тебя ізгадаю Семь раз на час...
Тогда Иван бросал все и где-то пропадал. Палагна сердилась на него, и он ей ничего не пояснял. А вину чувствовал разве что перед скотом: «Приносил ей хлеба или горсть соли. С доверчивым рыком тянулась к нему его біланя или голубаня, выдвигала теплый красный язык и вместе с солью лизала руки. Влажные блестящие глаза приветливо смотрели на него, а теплый дух молочного вымени и свежего навоза снова возвращали потерянный покой и равновесие».
Жизнь его тесно переплелось с жизнью скота. Он чувствовал что-то отцовское по отношению к ягнят, коров. «Любил он Палагну? Такая мысль никогда не занимала его председателя». Иван был хозяином, Палагна - доброй гад-зинею, и хоть не было у них детей, так был скот - чего еще надо?
Палагна стала еще полнее и краснее, носила богатые платки и столько ожерелья на шее, что зависть переполняли соседских женщин. Вместе Иван и Палагна ездили и к городу, и к церкви. «К ним тоже приезжали честные люди в гости... Заседали за кружевной стол, тяжелые в своей овечім наряде, и потребляли вкупе свежую кулеша и гуслянку острую, от которой облазил язык.
Так шла жизнь.
Для работы - будни, для гадания - праздник».
На свят-вечер Иван всегда был в дивнім настроения. Во всех его действиях было нечто священное, как будто божью службу служил. «Клал Палагні живой огонь для ужина, стелил сено на стол и под столом и с полной верой рычал при том, как корова, блеяв овцой и ржал конем, чтобы велась скотина. Обкурював ладаном дом и овчарню, чтобы одігнати зверя и ведьм, а когда красная от суеты Палагна среди курева того ознаймляла наконец, что готовы все двенадцать блюд, он, прежде чем засесть за стол, нос тайную вечерю скоту. Она первой должна была попробовать голубцы, сливы, бобы и логазу, которые так старательно готовила для него Палагна. Но это было не все. Еще должно было закликать на тайную вечерю все вражеские силы, перед которыми берегся за целую жизнь.
Брал в одну руку миску с блюдом, а в другую топор и выходил на улицу. Зеленые горы, одевшись в белые гугле [род верхней одежды у гуцулов из белого сукна], прислушивались чутко, как звенело на небе золото зрение, мороз сверкал серебряным мечом, потинаючи згуки в воздухе, а Иван протягивал руку в сю скованное зимой безлюдность и звал на тайную вечерю к себе всех чорникнижників, моль-фарів, планетников всяких, лесных волков и медведей. Он звал бурю, чтобы была ласковая прийти к нему на сите блюда, паленые водки, на ужин святую, но они не были добры и никто не приходил, хотя Иван упрощал трижды. Тогда он призвал их, чтобы не появились никогда,- и легко вздыхал».
В этот вечер они приглашали к ужину души умерших, пропали, погибли в воде, о которых никто не знал, и поэтому они ждали только вечера святого, чтобы кто о них вспомнил. Прежде чем сесть, продували скамью, чтобы не привалить какую-то душу. Иван, молясь, был уверен, что за плечами у него стоит Маричка и плачет, склонившись. А ночью, проснувшись, Иван будто слышал, как сам Бог спрашивает у скота, хорошо относится к ней хозяин, кормит, хорошо следит.
Палагна относилась к гаданию чисто практически: оно должно помочь уберечь скот, увеличить достаток. Затем произносила до скота, до костра, как существ разумных.
«Так шла жизнь худоб'яче и человеческое, что сливалось воедино, как два родничка в горах в один поток».
 
* * *
 
«Завтра большой праздник. Теплый Юра одбира вот холодного Дмитрия ключи миру, чтобы правит землей.. ..Завтра - весна, день радости и солнца... и Палагна решила погадать. Для того еще на рассвете, раздевшись догола, пошла на царинка, где еще на Благовещение «закопала в муравлисько соль, булку и бусы». Наконец она остановилась под буком, сладко потянулась, но в тот же миг ее словно сковало что-то. То был взгляд Юри. их сосед, мольфар, планетник Юра смотрел на женщину, а она не имела силы и пошевелиться. «В конце в ней шелохнулась злость. Пропало целое гадания!» Но все стояла в напряженном ожидании чего-то. Опомнилась только когда тот подошел совсем близко и сжал ей руку. Тогда закричала и убежала. И жаркие, словно «два черных уголька, глаза Юры преследовали ее везде. Она боялась мольфара и вместе с тем интересовалась всем, что о нем говорили. И невольно сравнивала с мужем: «что-То было тяжелое в нем, какая-то жура его грызла и ослабляла тело, что-то старое, водянистое светилось в его утомленных глазах. Заметно худ, становился равнодушен. Нет, Юра лучший».
И гордость не давала Палате хотя бы заговорить с Юрой, хоть мысли каждый раз обращались к нему: «Он был могучий, мощный, все знал. От его слова погибала сразу скот, сохла и чернела, как дым, человек, он мог послать смерть и жизнь, разогнать облако и спереть град, огнем черного ока испепелит врагов и зажечь в женском сердце любовь. Он был земным богом, тот Юра, что хотел Палагны, что протягивал по ней руки, в которых держит мировые силы».
И вот однажды Палагна захотела посетить коров в лесу, потому что сон, что видела, предвещал ей нехорошо. Вдруг нашла «тяжелая сине-белесое облако», которая должна была принести град. Палагна по-своему представляла происхождения града, полагая, что чернокнижники секли лед где-то по замерзших озерах в горах, а души казненных собирали его в мешки и неслись с ними на облаках рассевать лед по земле. Так размышляя, Палагна заметила мужчину, боролся с ветром. Упрямо карабкался он на скале и наконец поднялся на верхушку горы. Она узнала Юру. «Стал против тучи, одна нога вперед, и сложил руки на груди. Забросил обратно бледное лицо и уперся мрачным взглядом в облако. Стоял так долгую минуту, а туча шла на него. И вдруг сильным движением он бросил кресаню на землю. Ветер сейчас звіяв ее в долину и подхватил на голове у Юры длинные волосы. Тогда Юра поднял в облака палку [палка], что держал в руке, и крикнул в синий клекот:
«Стой! Я тебя не пускаю!..» Вокруг сверкали молнии, ветер вздымал его волосы и одежду, но Юра стоял непоколебимо. Некоторое время Паланга наблюдала этот странный поединок, когда облако будто остановилась, хотя не хотела подчиняться, а Юра заклинал ее идти «в безвестности, в пропасть», но не на сенокосе, ибо пропадет скот. Наконец облако покорилась и «развязала мешки» с градом над рекой, а Юра, отвернув бюру, упал обессиленный. К нему прибежала Палагна, сяяча, как солнце, и с турботним вопросом: «Цитобі, Юрочку, не случилось ли чего дурного?..» И с того дня она стала «любаскою» Юры.
 
* * *
 
Иван дивувася, чего это Палагна стала еще лучше одеваться, даже в будни. Иногда куда-то исчезал и возвращался поздно. А потом уже и откровенно целовалась с Юрой в корчме.
«Все говорили о Палагну и Юру, слышал и Иван, но принимал все безразлично. Как мольфар, то и знахарь. Палагна цвела и веселилась, а Иван прозябал и сох, теряя силу. Он сам удивлялся той перемене. Что случилось с ним? Силы покидали его, глаза, какие-то рассеянные и водянистые, глубоко запались, жизнь потеряла вкус. Даже маржинка не давала прежней радости. Или ему предписано что, кто угод? Не имел к Палагны сожаления, даже обиды не слышал в сердце, хотя дрался за нее с Юром». Дрался не со злости, а так годилось, потому что спровоцировал его собрат Семен, что ударил Юру первым, упрекнув за жену Ивана. Юра чуть не убил Ивана, но их разняли, и все осталось, как и было. Иван худел, потерял аппетит и однажды увидел, как на подворье у Юры мольфар держал перед Палатой глиняную куклу и тыкал в ее пальцами, приговаривая: «Бью кол здесь,- шептал зловеще, - и сохнут руки и ноги. В живот - наказывается на живот; не годен есть...» Иван понял, что они против него сговариваются, захотел убить
обоих на месте, но вдруг вместо злости на него сошли опустошение и равнодушие. Он пошел, не зная куда. «Куда он шел? Не мог даже вспомнить. Бродил без цели, слезал на горы, спускался и поднимался, куда ноги носили. Наконец увидел, что сидит над рекой. Она клокотала и шумела под ногами у того, сия кровь зеленая зеленых гор, а он всматривался без сознания в ее быстрину, и наконец в его стомленім мозгу зажглась первая яснее мысль: на семь месте брела когда Маричка. Здесь ее взяла вода. Тогда уже упоминания сами начали зринати одна по одной, наливать пустые грудь». Он сидел над рекой и снова слышал голос Марии, ее песенки, видел ее милое лицо, вспоминал ее искреннюю ласковость, и тоска снова охватывала его сердце. Потому что теперь все прошло, ничего нет. И никогда не вернется. Когда Маричка, а теперь он... «Уже его звезда еле держится в небе, готовая скатиться. Потому что наша жизнь? Как блеск на небе, как черешневый цвет... недолговечно и досрочное».
Усталость свалилась на него, и осталось лишь желание наконец-то отдохнуть, от всего.
 
* * *
 
Однажды Иван проснулся от того, что его будила Маричка и звала с собой. «Он взглянул на нее и нисколько не удивился. Хорошо, что Маричка наконец пришла».
Они поднимались вверх, хотя была уже ночь, Иван отчетливо видел ее лицо. Он не спрашивал, куда они идут, ему было так хорошо с ней. А Маричка спрашивала: «Чего так осунулся? Ци ты больной? » А он охотно отвечал, что банував за ней. Они шли, не зная куда, и все вспоминали прошлое и все те упоминания были о их любви. «Он видел перед собой Маричку, но ему странно, потому что он вместе с тем знает, что то не Маричка, а нявка. Шел рядом с ней и боялся пустить Маричку вперед, чтобы не увидит кровавую дыру сзади у нее, где видно сердце, в утробу и все, как это у нявки бывает». Но он гнал от себя эту мысль и шел, прижавшись к Марички и чувствуя тепло ее тела. Она напомнила ему их первую встречу, детские забавы, холодные купели в потоках, песни и страхи, горячие объятия и муку разлуки - все те милые безделушки, которые грели сердце.
«Его сознание двоилось. Слышал, что круг его Маричка, и знал, что Маши нет на свете, что это кто-то другой ведет его в безвестности, в недеї, чтобы там потерять. Однако ему хорошо было, он шел по ее смеху, по ее девичьим щебетанием, не боясь ничего, легкий и счастливый, каким был прежде».
Все его заботы, все заботы, страх смерти, Палагна и вражеский мольфар куда-то ушли, словно их и не было никогда. Он чувствовал себя снова молодым и счастливым, он шел все дальше, забираясь в холодный и неприветливый глубь верховинних лесов. Вот они и на полянке. Вдруг Маша вздрогнула, стала, прислушиваясь с тревогой, а потом вдруг исчезла. Иван разложил костер, чтобы она не заблудилась, сел на пенек и стал ждать. И вот в лесу послышался треск. Он думал, что то Маричка, и радостно поднялся ей навстречу. Но то был какой-то мужчина. «Он был без одежды. Мягкое темные волосы покрывали все его тело, окружали круглые и добрые глаза, заклинилось на бороде и свисали на груди. Он составил на большой живот заросшие шерстью руки и подошел к Ивану.
Тогда Иван сразу его узнал. Это был веселый чугайстыр, добрый лесной дух, что защищает людей от нявок. Он был смертью для них: поймает и растерзает».
Чугайстыр сразу спросил Ивана, куда побежала нявка, а Иван с ужасом понял, что это же он спрашивает про Маричку. И сердце его забилось: вот чего она исчезла. Он ответил, что не знает, а сам думал, как бы ему дольше задержать чугайстира, чтобы Маричка успела убежать подальше. Тем временем чугайстыр грелся у костра, поглядывая на Ивана, и вдруг предложил: «Может, ты немножко пошел со мной в танец?» Иван с радостью согласился. «Иван топнул на месте, выставил ногу, встряхнул всем телом и поплыл в легком гуцульские танцы. Перед ним смешно высовывались чугайстыр. Он прижмурював глаза, поцмокував ртом, тряс животом, а его ноги, обросшие, как у медведя, неуклюже топали на одном месте, злипались и розгинались, как грубые ободья. Танец, видимо, его зогрівав».
Странным был тот танец у лесного костра. Ивану придавала сил мысль о спасении Марички, и он каждый раз подбадривал лесного духа, а тот уже устал, вспотел и запросився прекратить танец. Тогда Иван, что уже тоже устал, был весь мокрый, предложил сыграть на флаері. Он заиграл ту самую песню, которую когда-то подслушал в щезника в лесу. Чугайстыр аж млел, закрыв глаза, вскидывая пятки. Наконец они оба повалились на траву, запыхавшись. Затем леший поблагодарил Ивану и нырнул в чащу. Иван снова остался один. Но где была Маричка? Ему так надо было видеть девушку, говорить с ней. «Иван имел еще много ей рассказать. Он слышал потребность поведать ей всю свою жизнь, о своем тусок за ней, безрадостные дни, свое одиночество среди врагов, несчастливое супружество...» Иван направился в гущу искать Маричку. Вдруг услышал ее голос где-то сзади. Надо было возвращаться обратно. Он спешил, стучался коленями об смереки, отводил ветки и жмурив глаза. Бродил долго, но не мог найти полянки. Вдруг он снова услышал Марічкин голос: «Ива-а!..» Голос звучал где-то из-под ног, из пропасти. Иван наконец понял, что надо быстрее спуститься вниз. Он еще подумал, как она смогла слезть отсюда, ибо тут же крутое. А голос Марички все звал его, и он спускался, ища опору, торопясь, приговаривая: «Иду, Марічко! Иван забыл осторожность, скакал по камням, калечил руки и ноги, но спешил на тот родной голос. И вдруг почувствовал, что черная бездна тянет его вниз. «Черная тяжелая гора расправила крылья елей и моментально, как птица, пурхнула над ним в небо, а острая смертельная любопытство обожгла мозг: обо что стукнется голова? Услышал еще треск кости, острый до нестерпучості боль, скорчил тело,- и все розпливлось в красном огне, в котором сгорели его жизни...» Едва живого на второй день нашли его пастухи.
 
***
 
«Грустно повістувала трембита горем о смерти.
Ибо смерть здесь имеет свой голос, которым говорит одиноких кичер. Били копытами лошади по каменистых тропах, и лапти шуршали во тьме ночи, как с леговищ человеческих, затерянных в горах, спешили соседи на поздние огни. Сгибали колени перед телом, составляли на грудь мерцеві деньги на перевоз души - и молча заседали на скамьи. Мешали седые волосы с огнем красных платков, здоровый румянец с желтым воском сморщенных лиц.
Смертельное свет сплітало сетку одинаковых теней на мертвім и на живых лицах. Драгліли вола богатых хозяек, тихо сяли старческие глаза перед уважением смерти, мудрый покой объединил жизнь и смерть, и грубые заработанные руки тяжело лежали у всех на коленях». Палагна хорошо и ловко причитала, приговаривая к умершего мужа. Соседи начали вспоминать разные эпизоды, связанные с покойником: один с ним пастушив вместе на пастбище, второй еще где-то работал. Надо порадовать одинокую душу, разведенную с телом.
А новые гости все шли и шли, толклись уж у порога.
«Не много уже сумму должна была бедная душа? Такая мысль, видимо, таилась підвагою гнітучого грусти, потому что от порога начинался уже движение. Еще несмело топали ноги, пихались локти, громыхал временем скамейка, голоса рвались и сообщаться в глухом гомоне толпы. И вот вдруг высокий женский смех остро рассек тяжелые покровы сумму, и сдержанный гул, словно пламень, бухнув из-под шапки черного дыма».
Началась забава. Молодые голоса перекликались, предлагая друг другу «купить зайца», называли друг друга то с крупным, то горбатым, то кривым. И уже те, что пришли последними, повернулись спиной к телу, и улыбки появились на их лицах. «Один за одним гости вставали со скамеек и расходились по углам, где было весело и тесно». А в углах уст мертвеца застыло горькое рассуждение: что наша жизнь? «Как блеск на небе, как черешневый цвет...» Уже о теле забыли. Женщины целовались с чужими мужчинами, а те занимали чужих женщин. В доме становилось все веселее, а на дворе начались веселые игрища. И даже старые принимали участие в забаве. «Помост двигнів в доме под весом молодых ног и скакало на скамье тело, тряся желтым лицом, на котором все еще играла загадочная улыбка смерти.
На груди тихо бряцавшие медные деньги, сброшенные добрыми душами на перевоз.
Под окнами грустно рыдали трембиты».