Цель: ознакомить учащихся с фактами жизни и творчества Р.Л. Стивенсона: раскрыть
особенности сюжета романа «Остров сокровищ»: развивать навыки выразительного
чтение, заинтересовать школьников творчеством Стивенсона.
Оборудование: портрет Р.С. Стивенсона, выставка его книг: тексты романа «Остров
Сокровищ», презентация подготовлена к данному уроку по творчеству Стивенсона.
Ход урока
«Будем учить народ
радости
и будем помнить, что
уроки
эти должны звучать бодро и воодушевленно.
Должны укреплять в людях
стойкость и мужество.»
Р.Л. Стивенсон
И. Объявление темы, цели и задач урока
II. Усвоения учащимися учебного материала
1.Повідомлення заранее подготовленных учеников о Р.Л. Стивенсона
Роберт Льюис Стивенсон (13 ноября 1850, Эдинбург - 3 декабря 1894, Апиа, Самоа) - шотландский
писатель. Мировую славу принес ему роман «Остров сокровищ», который является классическим образцом
приключенческой літературиРоберт Льюис Стивенсон родился 13 ноября 1850 года в Эдинбурге, политическом и культурном центре
Шотландии. Отсюда и основная тема большинства его произведений - Шотландия, ее история и герои.
Роберт родился в семье инженера, по материнской линии принадлежал к
древнего рода Белфурів. Его дед и отец строили мосты и маяки. При
крещении будущий писатель получил имя Роберт Льюис Бэлфур, но в зрелом
возрасте отказался от него, сменив фамилию на Стивенсон, а написание второго
имени с Lewis на Louis (без изменения произношения).
Роберт Стивенсон был единственным ребенком в семье. Воспитывали его в строгом
религиозном духе. На третьем году жизни перенес болезнь бронхов, последствия которой
мучили его потом всю жизнь и привели к ранней смерти. В возрасте 17-ти лет
поступил в Эдинбургского университета , где получил юридическое образование. Впервые
в литературе имя Стивенсона появляется в 1866 году.
В 1873 году он становится профессиональным писателем. Самый известный
роман Стивенсона «Остров сокровищ», вышедший отдельным изданием в 1883 году, принес автору большой успех.
А все началось с забавы. Как рассказывал сам автор: «Однажды я начертил
карту острова; она была старательно и красиво раскрашена. Я назвал свое творение
«Островом сокровищ». Я слышал, что существуют люди, для которых карты ничего не значат,
но не могу себе этого представить! Названия, очертания лесов, направление дорог и год,
доисторические следы человека - вот неиссякаемый источник
для всякого, у кого есть глаза и хоть на грош воображения. Когда я устремил задумчивый
взгляд на карту своего Острова, то среди придуманных лесов зашевелились герои
моей будущей книги. Загорелые лица их и блестящая оружие выдвигались из самых
неожиданных мест; они сновали туда и сюда, боролись и искали клад на
нескольких квадратных дюймах плотной бумаги»
В читательской памяти Г. Л. Стивенсон нередко оказывается автором
одной книги - «Остров сокровищ». Большой современный
писатель Грэм Грин ставит его имя в ряд наиболее влиятельных своих
учителей - это не просто жест. Чтобы понять величие Стивенсона,
надо вспомнить о нем как об авторе многих других книг и плотно разобрать
очевидную романтику, которая так отчетливо выделила его творчество. «Путешествие внутрь
страны» путевые очерки Стивенсона о его путешествии по Франции начинают
традицию, которая воплотилась позже в книгах Джерома К. Джером «Досужие мысли
лентяя», «Трое в одной лодке», где путешествие подменяется стандартной
«прогулкой» и где будто-то сам собой оказывается идиотизм обывательской
быта.
Другая знаменитая работа Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера
Хайда», вышедшей в 1886 году.
Третья значительная работа писателя, «Владетель Баллантре», написанная во время
путешествия по Южным морям на борту яхты «Каско». «Владетеля Баллантре» можно
назвать шотландским вариантом «Братьев Карамазовых», не в смысле влияния, а
потому что Стивенсон сам пришел к той же идее через распад древней
семьи показать поворот в национальной истории. Два брата, чьи отношения, кроме
различия темпераментов, до крайности затруднены и борьбой политической, и
борьбой за право наследования. Старший стал участником мятежа 1745
года - последней попытки шотландцев отделиться от Англии. Тем временем
младший остался дома, завладев имением и невестой брата.
Писатель был болен туберкулезом. Врачи посоветовали ему сменить
климат. Сначала англичанин собирался поселиться в Австралии, но климат Самоа
оказался для него гораздо полезнее. В результате супруги Стівенсонів,
всего за 200 фунтов стерлингов, приобрело 126 гектаров земли в горах за 5 километров
от столицы Западного Самоа - Апії.
В декабре 1889 г. Роберт Льюис Стивенсон и его жена Фанни
прибыли на Самоа на борту шхуны «Экватор». Вскоре здесь была построена вилла
Вайліма - грандиозная на то время для Самоа здание. На самом деле это
был обычный европейский дом, но для туземцев, привыкших жить в
пальмовых хижинах с крытым листьями крышами, он казался на редкость роскошным.
Новые поселенцы привезли с собой все, чтобы сделать жизнь в этом диковатому
месте максимально комфортным, книги и мебель, лекарства и игрушки для детей,
даже музыкальную шкатулку. Кстати, туземцы боялись ее как огня, думая, что в
ней живут злые привидения. Ведь кто еще мог издавать такие ужасные звуки?
Любимым местом писателя кроме рабочего кабинета и библиотеки стал зал с
камином. Стивенсон не представлял своей жизни без камина, хотя здесь он был
ненужный. Температура на Самоа редко опускается ниже +40 °C. Так или
иначе, но до сих пор Вайліма остается на Самоа единственным домом с камином.
Несмотря на благодатную атмосферу, Стивенсон не написал на Самоа никакой
серьезной книги. Век романтизма закончилось. Именно в это время шел активный
раздел Полинезии между Британией, Америкой и Германией. Писатель включился в
яростную борьбу за права местного населения и получил на этом поприще славу
среди аборигенов. Он стал национальным героем Самоа. С тех пор его именем на
Западном Самоа называют гостиницы и улицы, рестораны и кафе. К сожалению, ни любовь
туземцев, для которых супруги Стівенсонів устроило в своей вилле больницу, ни
ненависть колонизаторов, ни благодатный климат не помогли писателю. 3
декабря 1894 г. он скончался, завещав похоронить себя недалеко от своего
нового дома.
2. Сообщение подготовленного ученика об истории создания романа «Остров
сокровищ».
История
создание лучшего романа Стивенсона "Остров сокровищ" широко
известная. Однажды вместе со своим пасынком Ллойдом он нарисовал карту острова
сокровищ, который скрывал сокровища капитана Флинта. Своим контором карта
напоминала «толстого дракона, что немного поднялся». На ней были написаны много
многочисленные странные названия: холм Подзорной Трубы, Остров скелета и другие. Так
возникло желание написать роман, который сначала назывался «Корабельный повар» (эту
название получил один из разделов романа) завязалась игра, а уже из нее вырос
литературный шедевр - "Остров сокровищ".
В течение дня
Стивенсон писал по знаки, а вечером читал его в кругу семьи и друзей.
Роман еще не был завершен, когда владелец детского журнала «Янг Флокс»,
ознакомившись с первыми разделами и общим содержанием произведения, начал его
печатать под псевдонимом Джордж Нот. (Стивенсон опасался за свою
репутацию серьезного писателя). Неожиданный успех рассеял сомнения, и уже на
отдельном издании 1883 г. стояло настоящее имя писателя. Роман принес автору
мировую славу и сразу же стал классикой приключенческого жанра. Им восхищались
все: и взрослые , и дети.
3.
Представление презентации «Остров сокровищ» Стивенсона. С комментированием
учителя и учеников. Интересные факты записываются в тетрадь.
4. Беседа.
-
понравилась ли Вам данная презентация?
- Что
запомнить»яталося больше всего?
- Что рассказывал
о своем детстве Стивенсон?
- Рассказать
про жену Стивенсона?
- Кто помог
писателю написать роман? Как это происходило?
- Какие правила
пиратов вам понравились ? Почему?
- Какие существуют
мифы о пиратах?
- Какие еще сокровища
не найдены людьми? Какие бы из этих сокровищ Вы хотели бы найти?
- Когда и где
умер писатель? Где погребен?
5. Обсуждение
проблемного вопроса.
На прошлых
летних каникулах, Вы должны были прочитать «Остров Сокровищ». Итак. Подумайте,
есть нечто общее между романом г. Стивенсона «Остров Сокровищ» и романом Ж.
Верна «Пятнадцатилетний капитан» . (так, общим является мотив опасной
путешествия, напряжение интеллектуальных, душевных и физических сил, захватывающая интрига,
счастливый конец, а среди главных герои - подростки).
- Определите жанровые признаки произведения. Докажите свое мнение. (Приключенческий роман).
- Прочитайте эпиграф произведения, который написан у вас в тетрадях и на доске. Как на
Вашему мнению, выполнял сам писатель эти требования?
- Кто является главным героем романа? Как вы думаете, почему?
Домашнее задание. Подготовить
к произведению иллюстрации. Подготовиться к пересказу произведения.