Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ГРИГОРИЙ КВИТКА-ОСНОВЬЯНЕНКО
Изображение жизни и быта украинского крестьянства в повести Г. Квитки-Основьяненко «Маруся»

Повести «Маруся» Г. Квитка-Основьяненко хотел убедить предвзятого читателя, что возможности украинского языка не исчерпываются бурлеском, что ею можно передать оттенки чувств, разжалобить читателя и заставить его сопереживать героям. Но благодаря своему талантливому перу и хорошей осведомленности с народной жизнью писатель выполнил еще одно задание: мастерски изобразил крестьянский быт, украинские обряды и обычаи, воплотил в повести мировоззренческие представления и психологию украинского крестьянина.
Вполне согласно народным представлениям об идеальной семейной паре изображены Наум и Настя, родители Маруси - главной героини повести. Добрый, трудолюбивый Наум - не пьяница, не лжец, богобоязненный. Настя во всем покорная мужу, угодливая, неутомимая. Дочь их Маруся - и красавица, и умница, и работящая, и послушная, и скромная.
Воссоздавая быт этой безупречной семьи, автор подробно описывает их хлопоты по хозяйству, обусловленные потребностями добропорядочной крестьянской семье. Он подробно описывает их одежду (юпка, запаска, плахта, шапка, кафтан, кромка) и блюда, отдельно останавливаясь на обрядовых, что должны быть на праздничном столе. Так, в пасхальной корзине Маруси видим пасху, жареного барашка, поросенка, яйца, колбасу, сало, соль. К обеденному столу, кроме этого, подают борщ, говядину, уху из хляками, баранину и молочную кашу.
Кроме Пасхи, Квитка-Основьяненко в повести описал также семейные праздники (сватовство, свадьба) и погребальный обряд. В сценах сватовства воспроизведены ритуальные словесные формулы, традиционные символические формы согласия или отказа молодой (ковыряние печи или тыква). Писатель не обходит вниманием украинскую свадьбу, подробно описывая бракосочетания Марусиної подруги. Видим здесь и обычай приглашать дружек, и бояр, и «цятання орешками», и пришивания и выкуп «цветка», и шуточные перепевы, и ритуальные действия в отношении молодой пары.
Образ жизни крестьян определял их поведение. В деревне все близко знают друг друга, поэтому то, «что скажут люди», не безразлично героям. Они ведут себя, как предполагает традиция, «как следует себя вести». Эти жизненные устои формировались столетиями, и никому из героев даже в голову не приходит нарушать их. Поэтому, принимая ухаживания Василия, Маруся не нарушает народных представлений о том, как должна держать себя «девка на выданье».
Так же живут и родители Маруси. Даже когда их потрясла смерть дочери, они с аккуратностью и обязательностью выполнили все мельчайшие ритуальные моменты похорон (с цеплянием цветочков к очіпків свашок, пришиванием шелковых цветов на шапки бояр, наймом голосільниць и таким прочим). Казалось бы, в таком горе лишними являются подобные ходатайства. Однако традиция выше отдельных людей, она воплощает в себе практический народный смысл: Марусю должны вспомнить добрым словом не только за то, как она жила, но и за то, как провели ее родные в последний путь.
Судьба нанесла тяжелый удар старым родителям, но Наум с Настей, изнемогая от боли и слез, неизменно благодарят Господа за доброту и великую милость, что забрал к себе их дочь в небесные ангелы. Божья Воля для крестьян непостижима, но вера в целесообразность всего происходящего, была для них единственной возможностью не опустить руки, а продолжать жить и работать.
Этот практический подход вытекал из образа жизни крестьянства, содержанием которого было работать, работать и снова работать.
Потеряв Марусю, Наум и Настя, будучи людьми состоятельными и не имея наследника, могли бы проживать потихоньку приобретенное добро. Однако такая черта не присуща украинскому крестьянину, который сроднился с землей, со своим хозяйством - и теряет смысл жизни, когда перестает работать. Поэтому Наум с Настей и дальше неусыпно работают, раздавая результаты своих трудов на церковь и на старцев божьих...
Описывая в повести «Маруся» жизнь и быт украинского крестьянства, Григорий Квитка-Основьяненко обнаружил истинное знание народной психологии и культуры, всего, что наполняло крестьянские будни и урізноманітнювало и украшало их праздники.