Сочинение
БОГДАН-ИГОРЬ АНТОНИЧ
Поэтическое осмысление гармоничного единства человека и природы в поэзии Богдана-Игоря Антонича
В эпоху высокого технического прогресса мы все чаще встречаемся с фактами жестокого и своевольного вмешательства человека в окружающую среду. Поэтому крайне важно каждому осознать, что отношение общества к природе определяет жизнь будущих поколений.
Написанные более полувека назад, поэзии Б.-И. Антонича и сегодня заставляют задуматься над философскими проблемами сосуществования человека и природы. Поэт убежден, что человек - плоть от плоти природы, вечной, изменчивой, непревзойденной в своей мудрости и красоте. Так, в сборнике стихов "Зеленое Евангелие" немало строк, в которых поэт сравнивает себя с животными и растениями родного края. Б.-И. Антоныч изображающий природу и человека в единстве, взаимозависимости. В прошлом и в современном автор видит себя и весь род человеческий как маленький атом земли, природы:
Овес, бабочки и присяги любовников. Весна закружит хмельно веретена мая. Лисы, куны и девушки утром выходят мыть глаза в буйнолозих плавнях.
Еще в первом сборнике стихов "Приветствие жизни" Б.-И. Антоныч провозгласил суть своего миропонимания: "Я - влюбленный в жизнь язычник". И не изменял никогда. Поэт творит собственную філософію. ее важнейшие понятия - солнце, буйство жизни. Б.-И. Антоныч наблюдательным взглядом художника замечает мельчайшие детали, малейшие штрихи в вечной изменчивости природы, пытается понять их сущность. Так же волнует вопрос о месте человека в неизменном круговорота всего земного, о ее пракорені:
Вернулся я, где ольхи и рыбы, где мята, ивы, где цветастые стены; и вновь целую черные ломти, припав перед солнцем на колени.
Творчество поэт ставит на второе место после матери-земли в стихотворении "К гордой растения, то есть в себя самого", в котором сочетаются размышления о смысле человеческого существования и сущность искусства: Языков медь живу, питает растения
электричество зеленой земли, но и ты - рослино горда, что поешь это, не зная зачем, когда-то, как пень, преодолена от тли,
покотишся земли на грудь синие. Образное восприятие мира как храма природы и понимание художественных традиций Б.-И. Антоныч соединил в поэзии "Вишни": Антоныч был хрущем и жил когда-то на вишнях,
на вишнях тех, что их воспевал Шевченко. Моя страна звездная, библейская и пышная, цветастая родина вишни и соловья! Где вечера из Евангелия, где рассветы,
где небо солнцем привалило белые деревни, цветут вдохновленные вишни кучеряво и пьяняще, как по Шевченко, снова поят песню хмелем. Этот стих напоминает известную пейзажную миниатюру Т. Шевченко "Садок вишневий коло хати...". Но Кобзарю образы Б.-И. Антоныч трактует своеобразно. Здесь и отождествление героя с хрущем, следовательно, с природой, и упоминания о вишне и соловья как характерные признаки родной земли и источник вдохновения для художника. Поэт утверждает мысль о органичность литературной преемственности, эстафеты. Это явление естественное, как и цветение вишни, песни соловья, как рассветы...
Стихи Б.-И. Антонича обогащают духовный мир человека, отражают богатую гамму тонов и красок окружающего мира, убеждают, что счастье человека - в его гармоничном единстве с природой. Словацкий поэт Микулаш Неврлый, который упорядочивал Бы сборник.-И. Антонича в Братиславе, так отозвался о творчестве украинского поэта: "Его стихи читаются с открытыми глазами изумленного ребенка, с глубоким внутренним волнением".
|
|