10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
МИХАИЛ СТАРИЦКИЙ
«Отец украинского театра» (историческая драматургия Михаила Старицкого)
«Отцом украинского театра» назвал Михаила Петровича Старицкого Иван Франко, отметив его выдающуюся роль в становлении и развитии отечественной драматургии.
В историю литературы он вошел как поэт, прозаик, издатель, переводчик произведений русских и западноевропейских классиков, но ярче всего его талант проявился в украинском театре, где М. Старицкий выступал и драматургом, и автором, и режиссером, и организатором театральных трупп.
Его перу принадлежат пьесы, в основу которых положены острые социальные конфликты, характерные для пореформенной Украины: «Не судилось» (1881), «Ой не ходи, Грицю, та й на вечорниці» (1885-1887), «В темноте» (1892), «Разбитое сердце» (1891), «Талан» (1893).
Еще в начале литературного творчества и особенно в последние годы жизни внимание мастера слова привлекали исторические темы. Старицкий - автор многих исторических романов и повестей, а также драм «Богдан Хмельницкий» (1887-1896), «Маруся Богуславка» (1897), «Последняя ночь» (1899), в которых реалистически изображены прошлое украинского народа, его героическую борьбу против турецко-татарских завоевателей и польской шляхты.
«Богдан Хмельницкий» - одна из лучших пьес украинской классической драматургии, она была написана на основе глубокого изучения исторических и фольклорных материалов с использованием народных преданий, исторических песен и дум о Хмельницкого. Пьеса охватывает во времени несколько лет борьбы украинского народа за свое национальное освобождение из-под гнета польской шляхты и завершается символической картиной - «Переяславская рада». В ней наряду с социальными подано выразительные личные мотивы: драма Анны, которая тайно и безнадежно влюблена в Богдана; личная драма Богуна, что так же безнадежно любит Анну; облудлива и честолюбивая Елена, збавляється то с его сыном Тем-ком, то с Чаплінським. Художественная сила драмы заключается в том, что в ней главные герои и другие персонажи - носители патриотической идеи освободительной борьбы наделены чертами не только выдающихся, но и обычных реальных людей. Из всех героев пьесы меня, конечно, захватил образ Богдана Хмельницкого. При всей сложности и противоречивости фигуры гетмана как государственного деятеля, ставшего во главе украинского народа в один из самых тяжелых периодов его героической истории, он изображен Старицкий правдиво, с любовью и искренней симпатией.
До произведений, построенных на фольклорном материале, относится и драма Старицкого «Маруся Богуславка» (1897), в которой автор изобразил ряд правдивых картин из истории украинского народа, связанных с его борьбой против турецких захватчиков. Перед нами предстают наши соотечественники, пленные турецким пашой и его подручными, жестоко с ними поводилися. их неповиновение в неволе и воспел Старицкий в своей знаменитой пьесе. И главное его внимание - Маруся Богуславка, которая, став женой Гирея, успокаивается на некоторое время. Но мы вскоре убеждаемся, что душа ее все же принадлежит Украине, потому что женщина без колебаний освобождает из рабства казаков и сама хочет вернуться на Украину. Разрываясь между материнскими чувствами и тоской по родной земле,она умирает на руках у матери и Сахрона. В трагической развязке произведения высказана мысль: тот, кто предаст Родину, отречется ради личного, должен погибнуть.
Драма «Оборона Бунші» (1899) описывает один из трагических моментов борьбы украинского народа против шляхетско-польских захватчиков уже после Переяславской рады. Пьеса наснажена могучим пафосом подлинного народного патриотизма, любви к своей отчизне, ибо сам народ принимает самое активное участие в событиях: все знают, что идут на верную смерть, но никто не колеблется, потому что нужно помочь соединиться силам Хмельницкого и Богуна. Обращаясь к сложных и драматических периодов истории украинского народа, показывая героев своих исторических произведений полными силы и душевной красоты, Старицкий обнаружил веру в лучшее будущее Украины.
|
|