Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

МИХАИЛ СТАРИЦКИЙ
«Отец украинского театра» (историческая драматургия Михаила Старицкого)

«Отцом украинского театра» назвал Михаила Петровича Старицкого Иван Франко, отметив его выдающуюся роль в становлении и развитии отечественной драматургии.

В историю литературы он вошел как поэт, прозаик, издатель, переводчик произведений русских и западноевропейских классиков, но ярче всего его талант проявился в украинском театре, где М. Старицкий выступал и драматургом, и автором, и режиссером, и организатором театральных трупп.

Его перу принадлежат пьесы, в основу которых положены острые социальные конфликты, характерные для пореформенной Украины: «Не судилось» (1881), «Ой не ходи, Грицю, та й на вечорниці» (1885-1887), «В темноте» (1892), «Разбитое сердце» (1891), «Талан» (1893).

Еще в начале литературного творчества и особенно в последние годы жизни внимание мастера слова привлекали исторические темы. Старицкий - автор многих исторических романов и повестей, а также драм «Богдан Хмельницкий» (1887-1896), «Маруся Богуславка» (1897), «Последняя ночь» (1899), в которых реалистически изображены прошлое украинского народа, его героическую борьбу против турецко-татарских завоевателей и польской шляхты.

«Богдан Хмельницкий» - одна из лучших пьес украинской классической драматургии, она была написана на основе глубокого изучения исторических и фольклорных материалов с использованием народных преданий, исторических песен и дум о Хмельницкого. Пьеса охватывает во времени несколько лет борьбы украинского народа за свое национальное освобождение из-под гнета польской шляхты и завершается символической картиной - «Переяславская рада». В ней наряду с социальными подано выразительные личные мотивы: драма Анны, которая тайно и безнадежно влюблена в Богдана; личная драма Богуна, что так же безнадежно любит Анну; облудлива и честолюбивая Елена, збавляється то с его сыном Тем-ком, то с Чаплінським. Художественная сила драмы заключается в том, что в ней главные герои и другие персонажи - носители патриотической идеи освободительной борьбы наделены чертами не только выдающихся, но и обычных реальных людей. Из всех героев пьесы меня, конечно, захватил образ Богдана Хмельницкого. При всей сложности и противоречивости фигуры гетмана как государственного деятеля, ставшего во главе украинского народа в один из самых тяжелых периодов его героической истории, он изображен Старицкий правдиво, с любовью и искренней симпатией.

До произведений, построенных на фольклорном материале, относится и драма Старицкого «Маруся Богуславка» (1897), в которой автор изобразил ряд правдивых картин из истории украинского народа, связанных с его борьбой против турецких захватчиков. Перед нами предстают наши соотечественники, пленные турецким пашой и его подручными, жестоко с ними поводилися. их неповиновение в неволе и воспел Старицкий в своей знаменитой пьесе. И главное его внимание - Маруся Богуславка, которая, став женой Гирея, успокаивается на некоторое время. Но мы вскоре убеждаемся, что душа ее все же принадлежит Украине, потому что женщина без колебаний освобождает из рабства казаков и сама хочет вернуться на Украину. Разрываясь между материнскими чувствами и тоской по родной земле,она умирает на руках у матери и Сахрона. В трагической развязке произведения высказана мысль: тот, кто предаст Родину, отречется ради личного, должен погибнуть.

Драма «Оборона Бунші» (1899) описывает один из трагических моментов борьбы украинского народа против шляхетско-польских захватчиков уже после Переяславской рады. Пьеса наснажена могучим пафосом подлинного народного патриотизма, любви к своей отчизне, ибо сам народ принимает самое активное участие в событиях: все знают, что идут на верную смерть, но никто не колеблется, потому что нужно помочь соединиться силам Хмельницкого и Богуна. Обращаясь к сложных и драматических периодов истории украинского народа, показывая героев своих исторических произведений полными силы и душевной красоты, Старицкий обнаружил веру в лучшее будущее Украины.