Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Народное стихосложение - применяемые в фольклоре разнообразные стихотворные формы, среди которых главными можно выделить три типа: 1) Разговорный стих (см.: Райошник) - употребляется в пословицах, поговорках, віншуваннях, загадках, заговорах и др.; характерен тем, что в нем фразы без четкой метрической организации связаны в основном смежными рифмами ("С сыном посоревнуйся, да и на печи оставайся, а с зятем посоревнуйся, то и из села выбирайся"; "Как женился я, дал мне тесть в приданое сумку с семью перегородками: на хлеб и на вихліб, на пшено и випшоно, на соль и на висіль [...]"). 2) Речитативный стих - См.: Неравносложный стих. 3) Песенный стих - используется в лирических, танцевальных и обрядовых песнях. Его метрическая структура определяется количеством слогов в строке и членением их паузами на части (колена), метрические единицы, а не строением стопы, как в силабо-тонічному стихи. Каждый песенный строка - рівноскладовий и симметричный, имеет одинаковое количество слогов и соответственно одинаковое членение. Схематично такую структуру можно изобразить цифрами, например, десятискладовий стих многих колядок состоит из двух колен (5+5), одиннадцати-, тринадцати-, сімнадцятискладовий стих свадебных песен - с трех колен: (4+4+3), (5+5+3), (5+5+7). Песенный стих может иметь различные формы строфы. Чаще всего это двустишие из изометрических (одинаковых) или, реже, гетерометричних (неодинаковых) строк. Большое разнообразие строения песенных строф обусловлено повторением отдельных их частей, песенных колен и припевами-рефренами в начале, середине и в конце стиха или строфы. Рифма в народных песнях чаще всего парокситонна, реже окситонна и иногда дактилічна. Рифмы часто не только окончание стихотворных строк, а и силабічні группы посредине их - внутренняя рифма «"Через сад //' на должностей // кушать носила, //Почему ко мне / не пришел // еще-м тя просила"; стихотворный размер здесь(3+3+6), (4+3+6). В обрядовых (колядках, свадебных песнях) произведениях рима выступает Чаще всего в невиробленій, неполной форме и заступается асонансом. В песенных строфах часто встречаются епанафора, конкатенация, риторическая рима.