Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ВАСИЛИЙ СТЕФАНИК
Василий Стефаник - поэт «мужицкой отчаяния»

Так образно высказался о творчестве Василия Стефаника его собрат по перу Марко Черемшина.
Стефаник вошел в историю мировой новеллистики как автор правдивых социально-психологических новелл из жизни галицкого крестьянства. Проникнуты трагизмом и глубиной душевных переживаний, его произведения стали ярким свидетельством усвоения писателем высших достижений европейских литератур. Основной темой его произведений была жизнь беднейшего крестьянства на западноукраинских землях. «Я свою душу пустил в душу народа, и там я почернел от отчаяния...», - писал новеллист. С большой силой слова Стефаник изобразил трагедии и драмы бедняков, которые были лишены земли, труда. Они покидали родные места и вынуждены были эмигрировать за океан или погибать от голода и болезней.
Говорят, чтобы узнать поэта, надо войти в страну поэта. Что же представляла собой Галичина, эта долька исконной украинской земле во времена, когда жил и творил Василий Стефаник? Тогда она находилась в составе Австро-Венгрии как полуколония. Галицкое крестьянство находилось в тяжелом положении - оно все время обезземелювалося, убожіло, не имело к чему приложить руки (промышленности в крае почти не было), массами эмигрировали в СЕЛА и Канады.
В автобиографической новелле «Мое слово» Стефаник отметил, что будет точить слово на кремне души. Он чувствовал соленый пот и тихие песни, что «снувалися за пахарем, за плугом и за погонщиком». Крестьянские будни подбрасывали ему невыдуманные истории, село же обдарувало новеллиста и своим словом, но не тем, которое «легкой ласточкой под солнцем летает», а тем, что «мужику в горле застревает и белым камнем каменеет».
Уже первый сборник рассказов «Синяя книжечка» поразила читателей драматическими картинами горя и нищеты галицких крестьян. Впоследствии Максим Горький скажет о Стефанике, что он пишет «коротко, сильно и страшно».
Из-под пера писателя появлялись правдивые картины тогдашней действительности, постоянно проникнуты сочувствием к обездоленным и насквозь критическим отношением к миру эксплуатации и бесправия, порицанием паразитизма господствующих классов.
В 1899 году Стефаник пишет новеллу «Новость». В основу ее положен действительный факт: в селе Троицы овдовевший муж под бременем нищей жизни доходит до отчаяния и топит в реке свою меньшую дочь. Хотел утопить еще и старшую, но и випросилася. Писатель побывал в деревне, разговаривал со старшей девочкой Ґандзею (это имя осталось и в новелле), которая уговорила отца не убивать ее, поведала автору отдельные подробности того события. Вскоре была создана и новелла, в которой главное внимание сосредоточено на психологическом вмотивуванні действий Грица Летучего. Уже первой фразой писатель сообщает страшную новость детоубийства. Нарушая все устоявшиеся приемы композиции, он начинает произведение с развязки, потому что для него было главным мотивировать преступление отца. Сюжет новеллы и основанный на показе тех изменений, что происходят в психике крестьянина.
Жизнь Гриши было невыносимым: у него умерла жена, он страдает с неухоженными детьми уже два года. Никто ему не помогал в беде, не интересовался его жизнью, которое прошло в голоде и холоде. Иногда отец мог бросить детям кусок хлеба, а «они, как щенки круг голой кости, круг того хлеба принялись». Были девочки такие худые, что вызывало удивление, как их косточки держатся вместе. Казалось, что живыми у них остались только глаза, которые «весили бы так, как олово, а остальные тела, если бы не глаза, то полетела бы с ветром, как пирье». Дети едят сухой хлеб, а Грицеве кажется, что у них кости в лице потрескивают. И вдруг ему приходит страшная мысль: «Гриша глянул на них со скамейки и погадав: «Мертвецы» - и напудився так, что его пот осыпал». Тяжелое состояние Гриши Летучего видно также из портрета: «Почернел, глаза запали внутрь так, что почти не смотрели на мир, лишь на тот камень, что давил грудь». Из того состояния Гриша не видел никакого выхода. И после долгих душевных мучений решил утопить своих дочерей. Одев детей в «драночки», Гриша идет к реке. Утопив младшую дочь, он отпускает старшую, которая випросилася в него, и идет до города, чтобы заявить о преступлении, совершенном из любви к детям, что несказанно страдали.
В этой маленькой сцене, вихопленій из самой жизни, воспроизведен весь ужас положения крестьянина, который силой обстоятельств вынужден совершить страшное преступление. Но почему же этот «преступник» вызывает у нас не сразу, а сочувствие? Писатель дает внятный ответ на вопрос о виновниках преступления - не Гриша Летучий, а помещики и чиновники, весь тот несправедливый строй, что обрек трудящу человека на голод и нищета, есть его истинные виновники.
Образ Гриши Летучего открывает в творчестве Стефаника целую галерею типов и характеров крестьян, которые похожи на последние степени обнищания. Все они вроде и похожи друг на друга, однако, присмотревшись пристальнее, за каждым видишь неповторимую личность со своим внутренним миром, со своими болями, драмами, надеждами.
Таков, в частности, крестьянин Антон из новеллы «Синяя книжечка», «что вон пьяный выкрикивает на толоке». Он был какой-то несчастливый, «все шло ему с рук, а ничто в руки». После смерти жены и двух сыновей Антон «пил и пил; пил; пропил бука-ту поля, пропил огород, а теперь хату продал». Получив от войта «синюю книгу служебную» (паспорт), должно идти из деревни наниматься.
В другой новелле - «Лесева фамилия» рассказывается, как нужда и нищета сделали с крестьянина Леся пьяницу, что ворует из дома последнее зерна и несет пропивать до корчмы. Лесиха с детьми должен догонять и заставлять детей бить отца.
Наряду с образами взрослых Стефаник рисует образы детей. Писатель показывал жизнь с точки зрения народных представлений и интересов, рассматривал добрые и злые поступки с точки зрения народной морали. Судьба детей глубоко волновала родителей. Дети - это радость, но дети и горе.
Отец и мать, которые живут в нищете, любят больную дочь Катюшу, но с присущей простым людям прямолинейностью говорят, что она, вероятно, умрет, а они только зря тратят деньги на ее лечение (новелла «Катюша»).
С большой художественной силой передан переживания бедного крестьянина Ивана в новелле «Кленовые листья». В разгаре жатвы родилось еще одно дитя, а их в семье уже и так немало. Иван созвал кумовьев на семьи, хоть женщина тяжело больна, и, угощая их хлебом и водкой, рассказывает о незавидной судьбе батрацких детей, что растут в бурьяне, не ухоженные, не накормлены, а потом идут в батраки или в тюрьму, когда что-то украдут.
В новеллах «Выводили из села» и «Стратився» изображается большое родительское горе, вызванное тяжелой рекрутчиною, которая губила жизни молодых крестьянских сыновей в австро-венгерской армии.
Разорение и беспросветные нищета в конце XIX века гнали галицких крестьян в массовую эмиграцию в Америку. Проводы на чужбину показались писателю похожими на похороны. Это привело к созданию новеллы «Каменный крест» (1889). Новеллу также написано на основе реальных событий. Прообразом Ивана Дидуха была реальная личность - русівський крестьянин Иван Ахтемійчук, который действительно уехал в Канаду и переписывался с писателем.
В новелле «Каменный крест» семья Ивана Дидуха в поисках лучшей доли выбирается в Канаду. Прощание Ивана с родным домом, деревней, односельчанами - это своеобразный похороны. Каменный крест со своим и жінчиним именем, поставленный Иваном Дидухом на глиняном холме, который он всю жизнь обрабатывал тяжким трудом, стал символом страданий сотен тысяч галицких украинцев, что их нищета погнали за границу, к «Гамерики» и Канады. Образ Ивана Дидуха - это образ всего галицкого крестьянства. Его трагедия - трагедия всего края.
Произведения Василия Стефаника, написанные кровью сердца и большим талантом, стали украшением не только украинской, но и мировой литературы. Писатель хотел видеть свой край свободным, счастливым, и своим творчеством приближал это время.