Классицизм - литературное направление, который существовал в XVIII - начале XIX вв. Для него характерны высокая гражданская
тематика, которая требовала, чтобы в им’я общегосударственных задач в жертву приносилось все
личное; строгое соблюдение определенных норм и правил. Писатели-классицисты
находили неизменные для всех времен образцы прекрасного в пам’лотках античного искусства. В этом направлении существовал
четкое деление литературных жанров на «высокие» и «низкие». Предметом высоких
жанров (поэмы, оды, трагедии) могло быть выше, духовную жизнь, а главными
героями - лишь цари и аристократы. Содержание низких жанров (сатиры, комедии,
байки) сводилось к изображению жизни частного,
обыденного.
Классицизм розв’язував
задачи воспитания человека-гражданина. Поведение окружение оказывает решающее
влияние на личность ребенка: добродетельное или порочное, оно служит примером для
подражания. Идеалом той эпохи объявляется человек, способный приносить общественную
пользу, для которого интересы государства выше личных. В комедии обращалось внимание
на отрицательные явления действительности. Цель
комедий, за классицизмом, просвечивать, высмеивая недостатки, воспитывать
смехом.
Самым выдающимся произведением драматургии классицизма в русской литературе
XVIII в. является комедия Д. Фонвизина «Недоросль». В
построении своей п’ты автор
точно придерживается правил классицизма: «Недоросль» состоит из п’пяти канонических актов, и в каждом
соблюдено правило триєдностей - действия, времени и места. События в произведении происходят
в течение одних суток и в одном месте - в доме помещицы
Простаковой.
Согласно правилам классицизма действующие лица комедии делятся на
порочных и добродетельных, причем автор отражает глубокий социальный конфликт
между передовой дворянской интеллигенцией и реакционными помещиками-кріпосниками,
а в финале пьесы злые наказываются, добрые торжествуют: Простакова за злоупотребления
своей властью лишена прав над крестьянами, ее имение взято под
опеку.
Образы положительных персонажей комедии схематические в духе классицизма - это
Правдин, Стародум, Милон, Софья. Подобно этих героев, отрицательных персонажей
произведения наделено фамилиями, которые говорят сами за себя, и по ним можно судить
о каждом из этих людей: Простаков, Вральман, Скотинін.
Три темы проходят сквозь драматическое произведение Фонвизина - это тема воспитания,
крепостного права и государственного устройства России.
Тема воспитания и образования издавна глубоко волновала драматурга. На его
мнению, в правильном воспитании коренится единственное надежное источник спасения от
духовной деградации общества. Фонвизин поставил вопрос о том, каким должен быть
истинный дворянин и отвечает ли русское дворянство своему
назначению.
Другая проблема «Недоросля» - проблема крепостного рабства: ужасное
положение русских крепостных, отданных в полное владение помещикам,
недопустимый произвол дворян. Писатель, выражаясь а укрощение
помещиков-невежд, показывает, что вера в Екатерину II бессмысленна. Поэтому комедия Дениса Фонвизина
«Недоросль» отразила важнейшие и острейшие проблемы российской жизни.
Писатель считал, что самое главное оружие настоящего комедиографа - это смех,
поскольку порок можно и нужно отражать
смешным.