10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИВАН НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ
«Смех сквозь слезы» - доминантная черта творчества Ивана Нечуя-Левицкого
Характерной чертой творческой манеры И. Нечуя-Левицкого есть юмор и сатира, направленные против польской шляхты, российской колониальной политики, украинской продажной интеллигенции, духовенства, чиновничества и забитости и суеверности украинских крестьян.
Учитывая убеждение, что в пореформенную эпоху следует проявлять истинные взаимоотношения на селе, воспроизводить их без всякой идеализации, внимательно присматриваться к всех даже самых темных черт крестьянского быта и психики, в юмористически сатирическом плане. Нечуй-Левицкий изобразил типы украинского крестьянина и крестьянки в повести «Кайдашева семья».
Автор показывает сварливых, мелочных людей, которые под давлением собственности разрушают устои старой патриархальной украинской семьи, которая держалась на авторитете родителей. Члены семьи время от времени попадают в смешные ситуации, выглядят беспомощными самодурами.
Однако, юмор И. Нечуя-Левицкого оборачивается печальной стороной, в нем слышны отголоски смеха сквозь слезы. Автор смеясь над своими героями, сочувствует им и их судьбы, переполненной ежедневными беспросветными ссорами.
Традиционная форма повествования от первого лица, прекрасно развита в цикле рассказов о бабах Параску и Палажку, где писатель воспроизводит шпаркий, сочный устный народный монолог с убийственными характеристиками врага-соседки и невольным самовикриттям рассказчика, с меткими сравнениями, комично-красочными эпитетами и афоризмами. В искусных монологах персонажей предстают рельефные, зримые образы грубой неутихающей Параски и лицемерной святенниці Пелагеи, ощущаются ограниченность их кругозора, особенности психики и мировосприятия.
По сравнению со своими предшественниками писатель стремился к более глубокого реалистического раскрытия характеров, к созданию индивидуализированных образов. Писатель естественно и конкретно описывает реальные черты морального разложения, вырождения и ограниченности духовенства. Принцип раскрытия характера во всех существенных деталях его внешнего облика, костюма, привычек, языка, показ обусловленности психики и поведения персонажей социальной обстановкой - это то новое в творчестве Левицкого, которое свидетельствует о неординарности его таланта.
Новаторство писателя отразилось на создании характерных комических и сатирических типов попов-карьеристов и стяжателей в своеобразных средствах юмора, которые ведут свое начало от жизненных наблюдений писателя и синтезируют в себе украинскую фольклорную и литературную традицию.
В повести «Старосветские батюшки и матушки» на широком общественном фоне автор сатирически изобразил жизнь и быт украинского старосветского попівства, показав служителей церкви не в пышных рясах во время богослужения, а в сером обыденной жизни, с повседневными обычаями и дрязгами в их взаимоотношениях между собой и окружающим миром. Сатира изображения разнотипных церковнослужителей и государственных служащих приобрела саркастического характера.
Правдиво с едкой сатирой раскрыл Нечуй-Левицкий внутренний мир киевских монахов в рассказе «Афонский проходимец». Он показал всю гниль монашеской морали.
Писатель сорвал лицемерную маску из монастырских святош, которые больше грешили, чем простые прихожане. В таком поведении призванных служить Богу автор видит причину распространения греха на земле среди обычных людей.
Итак, юмор И. Нечуя-Левицкого приобретает многоцветных оттенков - от светлого, жизнерадостного смеха до грустно-иронической улыбки и сатирического шаржа или прямой карикатуры. Формы смеха зависят от тех социальных объектов, на которые он направлен, и определенно свидетельствуют о эстетическую оценку писателем жизни и быта разных слоев общества.
|
|