Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ
«Отцы и дети» по-украински (повесть «Тучи» И. Нечуя-Левицкого)

1860-е годы...Особая пора в жизни прогрессивной интеллигенции Российской империи, годы своеобразной «оттепели». Это был горячий время в русской литературе, когда мир увидел Базарова Тургенева и критику на него Писарева, а «Основа» расшевелила украинский вопрос. Атмосфера этих времен и оживает под пером И. Нечуя-Левицкого в повести «Тучи».

Своей тематикой, кругом затронутых проблем она существенно отличается от всего того, что уже было создано писателем и его предшественниками и современниками. Самым неожиданным было то, что главными персонажами в произведении стали украинские интеллигенты. Конечно, царская цензура враждебно восприняла «Облака», изымались целые страницы и разделы текста, писатель вынужден был сокращать те места в произведении, где разоблачались реакционные деятели, подавались смелые высказывания, объективные оценки тогдашней действительности.

Однако Нечуй-Левицкий не оставлял работы над произведением и в течение почти сорока лет возвращался к нему, переделывал его, совершенствовал. Что же его заставляло? Видимо, грустные и бесконечные мысли об Украине, ее нищенское положение, духовный упадок. Художник искал путей, которые бы вывели родной край с недостат. Он сам всю жизнь трудился для родной культуры, украинского слова, был настоящим патриотом и подвижником - стремился разбудить огонь национальной гордости и чести в душе каждого украинца, верил, что это произойдет тогда, когда на Украине будет больше образованных, национально сознательных и трудолюбивых людей.

В произведении поставлены вопросы, которые не теряют своей остроты и сейчас. Как разогнать облака над Украиной, что веками скопились над ее культурой, языком, народом? Как убедить народ в необходимости свободного и разумного бытия, чтобы ожил и был счастливым этот Богом благословенный край и его люди?

На эти вопросы автор не дает исчерпывающего ответа, но заставляет думать, осмысливать, искать пути возрождения Украины и утверждение своего места в ней.

Нечуй-Левицкий изображает драму национального упадка Украины в обстоятельствах николаевской деспотии с ее русифікаторською политикой. Темнота, безграмотность народа, засилье иностранных языка. Автор рассказывает две поучительные истории, которые порой переплетаются, и будто сопоставляет-противопоставляет двух героев - Степана Воздвиженского и Василия Дашковича.

Сразу чувствуешь, что симпатии самого писателя явно не на стороне Воздвиженского. Это малокультурна человек, который не уважает права чужой собственности, любит выпить. Про будущую жену рассуждает как о наймичку или служанку. Он корыстный и лицемерный. Вера в Бога для него - лишь ритуал, способ завоевать благосклонность профессоров и духовников, а затем занять выгодное место службы. Степан часто «играет комедию», легко изменяет, беззастенчиво обманывает.

Воздвиженский - никчемный преподаватель, пришелец на нашей земле, что стремится верховодить, мать из всего выгоду. Он деспот и реакціонер, душитель любых прогрессивных идей. Такие, как Воздвиженский, и воплощали русификаторской политике царского самодержавия, были душителями всего украинского.

Дашкович же - наоборот: тихий, опрятный, охочий до знаний, целеустремленный. Он привлекает к себе настоящей казацкой красотой, поэтичностью души, прекрасным голосом. У своего народа он научился трудолюбию, высокой культуры и мудрости. Стал профессором, получил уважение среди студентов и коллег. Его приглашают в Московский университет, но он остается верным своему краю, возвращается в Киев и сплачивает вокруг себя прогрессивную молодежь.

Почему же Дашкович, высоконравственный, любящий сын Украины, фактически не дошел до своей «ясной и простой цели»? Почему талантливый ученый, профессор Дашкович постепенно становится «пропащей силой»? Может, за то, что был бездеятельным, полагался лишь на образование и культуру? Его программа - это программа не реформатора, а просветителя. Его научные поиски далеки от жизни и насущных проблем Украины. Его привлекают славянофильские идеи, и он все больше отходит от своего природного украинства, превращается в кабинетного ученого, которого восточная философия интересует больше, чем Украина. Украина угасает в нем, так же и он угасает для Украины.

Эту печальную историю Нечуй-Левицкий завершает жуткой картиной, которая предстает во сне Дашковича, который приезжает в родную деревню и застает вместо родительского дома поросшую сорняками руины. В том страшном сне все вокруг вдруг начинает проваливаться в землю - родительский дом, церковь, гора, люди, сады... Ставки разливаются и затапливают село, а с ним - и самого Дашковича...

Постепенно тема «родителей» перерастает в тему «детей», центральной фигурой становится Павел Радюк, сын небогатого помещика с Полтавщины, студент Киевского университета. Вожак среди ровесников, молодой человек, которого все любят за ум, доброта и искренность», Павел хочет «приложить к жизни своего народа и Украины» идеи европейского просвещения. Этот герой - продукт той атмосферы, которая воцарилась в Российской империи в самом начале 1860-х годов. Интеллигентов, которые тогда жили теми же идеями, что и Радюк в повести «Тучи», называли украинофилами.

Приехав к родителям, Павел заявляет: «Мы народники..., мы националы..., мы демократы». Он несколько театрален, многословен, приподнятое на котурны, особенно тогда, когда демонстративно впитывается в вышитую рубаху и кафтан, чем шокирует своих родных. Павел охотно произносит целые речи и этим немного напоминает Евгения Базарова из романа Тургенева «Отцы и дети». Он имеет программу действий, которая близка к народнической, ищет способов предотвратить человеческом горе, вместе с единомышленниками распространяет адиківност произведения Шевченко, изучает историю Украины. Радюк горячо дискутирует со славянофилами, которые боятся украинского языка и «варваров из Парижа», отстаивает идеи женской эмансипации, читает крестьянам Шевченко, защищает європейство на национальной почве... Однако этот герой - весь в речах, в пышной риторике. В своих полетах воображения он бывает наивным, и тогда ему помогают спуститься на грешную землю (например, дед Онисько в сцене на бахче).

Сказав много слов о важности «науки и просвітності», Павел в конце концов берется с друзьями за организацию воскресных школ, издание книг для народа, обдумывает планы по созданию исторического музея и народного театра...

Радюк стремится жить честно, хочет разделить с народом его судьбу, приблизиться к нему. Но и у этого юноши мало в характере деятельной силы, чтобы разогнать тучи над Украиной. Иронично звучат слова старого Радюка, Павлова отца: «О, много, сынок, поможешь им тем, что будешь носить свиту!» Нечуй-Левицкий будто предостерегает: одно дело провозглашать, а второе - выполнять задуманное.

После 1863 года реальным Радюкам придется нелегко - их будут высылать из Украины. Поэтому и Нечуй-Левицкий завершил свою повесть зловещими предчувствиями. Его Павел Радюк вынужден покинуть Киев и отправиться служить на Кавказ. Мы не знаем, как сложится дальше его судьба, но хочется верить, что вспыльчивый и искренен в своих мечтаниях Павел Радюк не превратится в равнодушного обывателя. Когда писались «Облака», жизнь еще не дало ясного ответа на вопрос об исторической перспективе Радюків.

Каждое следующее поколение должно сделать шаг вперед, сделать что-то хорошее для родного народа, для Родины. Оно должно осмыслить ошибки предшественников и внести свою частичку в развитие своего края. Провозглашая гимн молодости, писатель побуждает и нас, сегодняшних, вспомнить славные дела многих поколений молодых украинцев. Помните, борцам за Украину, погибшим под Крутами в 1918 году, было по 16-17 лет. Они успели лишь пролить кровь за приемлемую государство - и прославили себя навеки. Духовная элита Украины в 20-30-х годах всему миру показала силу таланта своего народа, но была уничтожена сталинизмом. Попран флаг Украины подняло поколения шестидесятников - В. Симоненко, В. Стус, Л. Костенко, И. Драч...

Сегодня Украина стала государством. Настала пора новому поколению молодых украинцев принять эстафету от своих предшественников. Надо закалять душу, учиться распознавать добро и зло, строить государство. Нечуєві-Левицкому так хотелось, чтобы каждый украинец, осмыслив собственную сущность и сущность своего народа, мог сказать словами собрата Дашковича, серба по национальности: «За честь свою, за честь своего народа и национальность мы готовы трижды умереть! Мы не попустимо, чтобы из нас кто-то смеялся и смеялся!»