Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

МАРКО ВОВЧОК
Антикрепостническая направленность повести Марка Вовчка «Институтка»

А чтобы пробудит

Хиренну волю, нужно миром

Та добре вигострить сокиру -

Да и заходится уже будит.

Т. Г. Шевченко



Каждый раз после прочтения литературного произведения долгое время нахожусь под впечатлением от событий, поступков и характеров литературных героев. Образы многих из них остаются в памяти как самые высокие образцы благородства, мужества, выносливости.

Таким идеалом для меня стали герои повести Марка Вовчка «Институтка».

Устина в Катя, Прокоп и Назар готовы дорогой ценой и даже своей жизнью заплатить за свободу; они являются живым воплощением свободолюбивого характера украинского народа, его мужества, веры в светлое будущее. Автор напоминает о извечные традиции борьбы народа за свободу, призывает выступить с оружием за нее воспевает непобедимость освободительного движения.

Символом свободолюбия выступает в повести простая крестьянская девушка - Устина, антиподом свободолюбия выступает барышня. Марко Вовчок аристократизму происхождения противопоставила аристократизм духа.

Писательница с большой правдивостью описала бедственное положение крепостных и вырыла и осудили паразитический образ жизни тогдашнего дворянства. Лучше всего это показано на образах Устины и панночки.

Устина - это женщина-крепостная, которая претерпела много горя на своем веку еще с детства она осталась сиротой и воспитывалась у чужих людей, а когда подросла, то ее забрали к барскому двору. Там, Иустина почувствовала весь груз крепостнической неволи. А назад ее заветной мечтой была воля «Колыб воля, спел бы так, чтобы и на селе звучало...» - говорила она. Всю жизнь Устина виривалась к свободе, хотя не знала, как ее получить.

Однако свободолюбие Устины пассивная, девушка только мечтает о свободе, покорная господам, даже не смеет запеть и терпеливо сносит издевательства развращенной институтки. Даже после того, как молодая госпожа душила молодую крепостную, а тара еще и стусонула ногой, после чего Устина целую весну одлежала, она не держит зла на своего палача, только ласково удивляется: «Такой молодой, а такое немилосердное, Господи: «Доброе сердце девушки все работает».

Устина искренняя и приветливая в обращении с людьми. Она с уважением относится к бабушке-крепостной, внимательна к ней, становится на ее защиту, когда барышня начинает бить бабушку. В городе Устина сочувственно относится к старенькой хозяйки, помогает ей чем может. А институтка презрительно и пренебрежительно относится к крестьян-крепостных и бедных за себя, издевается над ним. «Люди просыпались и ложились, плача, проклиная, - пишет писательница. - Все пригнула по-своему молодая госпожа». Устина неграмотная, но у нее богатый жизненный опыт, она наблюдательная, может делать правильные выводы из увиденного и пережитого, хорошо разбирается в людях. Барышня, хоть и закончила институт, никаких знаний не приобрела.

Устина наблюдательная, внимательная, но еще больше привлекает глубиной и искренностью чувств. Женившись с Прокопом, она становится нежной женой и чуткой подругой, остается на всю жизнь верной своему любимому, которого за непокорность есть такой же помещица приказала отдать в солдаты.

Совсем другая институтка. Випещена и разнеженная, она не способна на глубокие и искренние чувства.

Если сравнение Устины с помещицей перенести на крепостных и господ в целом, несомненным является моральное превосходство людей труда над кріпосництвом.

Автор подчеркивает: даже образованный крепостник остается эксплуататором.

Т. Г. Шевченко, ознакомившись с «Народными рассказами» Марка Вовчка, назвал ее, писательницу, «обличителем жестоких людей неситих».

Марко Вовчок и в других своих произведениях делает акцент на том, каким социальным злом для человека были крепостничество, рекрутчина, показывает стремление людей к свободе и борьбу за освобождение от крепостнического гнета, превозносит борцов против угнетателей.