Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Краткое изложение произведения

ПЕРЕВОДНАЯ СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
«ШЕСТОДНЕВ» ИОАННА ЭКЗАРХА

Пролог
 
Или есть что лучше для боголюбивых, чем помнить о Боге и его добрые дела? И если славный князь Симеон придерживается Божьих заповедей, чтобы украсить и прославить себя, то и мы должны придерживаться этого же правила. Доброжелательный раб, видя добрые дела своего Хозяина, не только радуется сам и веселится, а хочет, чтобы мир об этом узнал. Настолько румяными, радостными и веселыми бывают те, кто насыщает себя питьем и едой! Но еще больше те, кто питает себя мыслями. Такие люди напоминают орла, который не знает усталости в полете. А радость не знает усталости и отращивает крылья.
И как же людям не радоваться, когда они постигнут разумом, для кого это небо украшено солнцем и звездами, ради кого земля покрыта садами, рощами и цветами и увенчана горами, для кого море и реки и все воды, наполненные рыбой, кому рай приготовлен? Это же все для них Самих! А еще надо и о том подумать, как они (люди) сами созданы, в чем их призвание.
Бог творил не так, как люди, строят дома или корабли, медники, золотари, ткачи, кожевники, или, скажем, художники. Те создают изделия, которые им нужно, за готовыми образцами, запасшись материалом и принимая орудия труда друг в друга. Богу же достаточно что-то помыслить, чтобы то создать, чего раньше не было. И ему для создания ничего не нужно, а человеческие ремесла нуждаются друг в друге.
Руководителю нужен кораблестроитель, и дровосек, и коваль, и смолокур; сіячеві надо землю, растения, семена и воду для полива. И для каждого дела нужно свое орудие. А Творцу не нужны ни материалы, ни орудия, а лишь его воля.
Из созданного им одно мы видим и чувствуем, другое - мыслим. Сфера мисленних творений - эфир и небо. Одно - земное, второе - небесное. Которые предстояло, он и живые существа создал: одни відчуттєві (материальные), другие «мышлении» (идеальные, здесь - ангелы). «Мисленним» он дал для жизни небо и эфир (воздух), а земным - землю и море.
Некоторые из «мисленних» созданий покусились на зло и были изгнаны из небесных жилищ; Бог выделил им часть в воздухе и часть на земле - не для того, чтобы они делали зло, которое замислять против людей (препятствует им в этом ангельская охрана), но чтобы из этого изменения было понятно, какое зло влекут за собой гордыня и обман.
И сотворил он род «чувственного», поделив их пополам, сделал одних осмысленными и розмовляючими, а других безтямними. И подчинил безтям-
них существ мыслящему рода. Но некоторые из бессловесных пакости делают и, опираясь, поднимаются на своих обладателей. Но и обладатели их то же делают: приняли честь владение умом и словом и поднялись на Творца своего. Отсюда понятно, какое зло кому-то нарушать свой чин и безбоязненно переступать установленные ему пределы. Надо знать, как бездушные вещи придерживаются этих установленных границ.
Так, буряне море, поднимаясь на соседку-землю и обрушиваясь, стесняется песка и не любит переступать определенных границ; как лошадь уздой сдерживается, так и море, зная неписаный закон, песком начерчен, возвращается к своим пределам. И реки, как устроены изначально, так и текут; и роднички бьют, и колодцы дают нужное мужчинам и женщинам. И все часа времени по порядку один за одним проходят; по тому же закону дни и ночи сохраняют свой чин: когда удлиняются - не хвастаются, а сокращаются - не плачут; без спора принимают данное и отдают, что должны отдать.
И вот еще что показывает мудрость и силу Творца: ведь ни земля, которая тысячи лет обрабатывается, засевается, кормит своими плодами, мочится дождем и снегом, обжигается солнцем, никогда не скудеет, но приносит земледельцам щедрый урожай.
И море, откуда облака принимают влагу и дожди рожают, чтобы отдать земли, никак не уменьшается, не высыхает никак, также и не увеличивается, принимая многочисленные реки, впадающие в него.
А откуда же истоки год берутся? И почему солнце не высушивает все то, что мокрое? Ни болот, ни водоемов, обходит и наши тела.
 
Из слова шестого дня
 
Бедный человек или странник, придя издалека к ограде княжеского дворца и увидев его, удивляется, восхищается, расспрашивает. Заходит до середины и видит с обеих сторон хоромы, отделанные камнем и деревом резным, а затем, до дворца войдя и увидев высокие палаты и церкви, богато украшенные камнем, деревом и живописью, а внутри мрамором, медью, серебром и золотом, не знает, с чем их сравнить, потому что не видел он в своей земле ничего, кроме убогих хижин, и, как безумный, удивляется этом здесь (Исследователи считают, что Иоанн описал настоящий дворец болгарского князя Симеона). А если случится ему и князя увидеть, что сидит в наряде, осыпанный бисером, с гривной украшенной на шее и обручами на руке, красным поясом опоясанного и с мечом золотым, а с двух сторон его бояр, которые стоят в золотых гривнах, поясах и браслетах, тогда если кто спросит его после возвращения в свою землю, говоря: «Что ты там видел?»,- скажет: «не Знаю, как вам рассказать об этом. Только своими глазами можно достойно удивиться той красоте».
Так же и я не могу достойно рассказать о тот добрый уклад и чин, но каждый из вас сам, глазами телесными глядя и умом бестелесным домысливая, больше и с лучшим знанием дела могут удивиться себе.
Ведь свои глаза никогда не обманут, хотя и те иногда ошибаются. Однако они же пишут лучше других. Увидев небо, украшенное звездами, солнцем и луной, и землю - злаками и деревьями, и море, рыбами всякими наполнено, бисером и разными чудесами, и переходя к человеку, не могу не удивляться и не могу понять, откуда в таком малом теле такие высокие мысли, способные обойти всю землю и выше небес сойти. К чему привязан ум то? Как, выходя из тела, проходит он сферы одна за другой, проходит воздух и проходит облака, солнце, луна, и все пояса, и звезды, эфир, и все небеса, и в то же время снова оказывается в своем теле? На каких крыльях он взлетел? Каким путем прилетел? Нельзя проследить. Только и знаю, что говорить вместе с Давидом: «Удивися разум твой, мной укрепился, не способен против него», «Утешил меня, Господи, творением своим, іділам рук твоих я возрадуюсь», ибо «Возвеличились дела твои, Господи; все пре-мудростію сотворил».