Вступительное слово
Дважды начинаю писать свою автобиографию и дважды ее трачу. Волынь - Львов 1930-39, потом Колодец 1940-43. Последняя сгорела в варшавской пожара. Это третья.
Трижды начинать писать о себе - не маниакальное самозакохання или что-то подобное?
Обвинение не было бы вполне справедливо. Само собой - человек сам себе самый близкий. Охотно переживает еще раз - пережитое, радостно возвращается к нему и делится с друзьями. Болезнь стареющих людей.
Не отвергаю этих побуждений. Они хмелять, как старое вино при бесіднім столе, до которого хотим пригласить гостей.
Одно лишь тревожит: стол и залог, случайно, не наскучат гостей? А впрочем, кому неинтересно - может каждую минуту встать и отойти от стола. Кто, однако, найдет, может, при нем покой и развлечение. Одной-потому что вещи не могу закинуть моей жизни,- что было неинтересно.
Выпало на перекрестке двух столетий, двух завершенных суток, многих дорог, культур, сред. Мой сполячений род, воспитательное толка мое и путь, который я выбрала себе. Окружающей среды и детство на фоне эпохи и пейзажа. Мир психологический. Типы людей и зверей. Притаманності сполячених украинских родов. Украинская природа, украинское живло, и на этом фоне моя национальная эволюция. Завершена эпоха одна и вторая. Неоконченное третья.
Подавая историю моего рода, делаю это не из «шляхетской чвані», как бы мог кто-то заподозрить. Кичиться нечем. Винародовлені предки, покинувшие свой народ, отреклись своей удельной, глубокой культуры, выбрав, сомнительной стоимости, внешнюю, чужую,- не приносят чести потомкам, хотя бы те предки были высокие чины на услугах чужих государств и враждебных наций. Стоимость человека в ее личности, а не в родословной. Демократка по убеждениям и стилю жизни целого, имею столько общего с этими предками моими, что несу некоторые их внутренние и внешние притаманності. По предках матери отозвался во мне голос украинской крови, украинского духа.
Портреты одних и вторых - это характеристика людей одного слоя, одной эпохи. Без этих портретов не была бы целостная моя биография, как без подшивки плащ.
Это, наконец, рисунок винародовленої украинской шляхты, этой родовитой верхушки нашего народа,- история ее перекинчицтва. Это, наконец, образ жизни поляков в Украине вплоть до 1917-18 гг.
Выбрала я для этого форму белетристичну, чтобы живее передать рисунки живых когда-то людей и событий. Ведь это настоящая повесть о настоящих людях. Повесть не модерна, писана не модерным стилем, подогнанных к самой суток. Повесть, далека от современности, как сама эпоха.
Пишу ее без особых затінень и без лишних украшений. Жизнь же - лучший повістяр, найхимернійший фантаст и поэт.
Хочу его писать таким, какое оно было.
|
|