I. СОБОР В тени пагорків, процвівши потаймиру, Звучит
колонна, как звук гобоя, Звучит собор каминным Dies irae, Языков оратория
голодных тел и рук. Встает огонь набожным готики, Как костер веры,
как старая мяса, И кощунственно воспрянули в небеса Стрельчатые башни
- пальцев острых прикосновения. Рукой объятия холодные жили произведения И дай
рукам своим немым Преподнести собственное сердце вверх На грановитих копьях рим,
Чтобы в глаза жмотихе темных башен Заглянуло оно, будто звон сухой,
забилось. И тень упадет с пальцев башен, как стилос, И почекру ее на сердце
не снесешь. Словно костлявые и ярости путы, На сердце ляжет слов трудный узор.
Железом, пламенем, елеем, кровью куто Зловещее повесть
о соборе, Как в восторге страждущих юрм, В скреготі зубов и скреготі
гранита, Языков смертный пение, языков клич одчайних труб, Чтобы пламенеть и
греметь, Здіймавсь собор на славу феодалу, Яскриня веры, притон паломничеств,
- И на гулкие тарелки площадей Уже звон его упал понемногу, Языков медный шаг,
жертвоприношению медный шаг. Так в католических высохших руках Бряжчать нитки с
благоухающего сандала. На звон не шли, а пресмыкались лігма Рабы и
шуты, дуки и короли; И роззявлявсь собор, словно сладкая стигма
Безвольной и самітної земли. И падали, и дерлись под своды
Тела без рук и руки, что без тел; Рты, разорванные пополам, В каминную
быстрину вплетали причитания. И, как худая стрела, взлетал над ними вверх,
Как рук голодных островерхий снип, Вдохновленный корабль собора В
фанатичнім, виснаженім сне. Крутились года в мрачной канители, И не
угасали, чтобы опять блестят, Огни готических яросних костров На щерблених
мечах и косах Жакерии, Потому возводился собор - не стало и защитник, Толпы
мольбы и толпы проклятие, Готический расцветал трилистник, Языков крест, языков
квит, языков псалма и как сон. *** II. ВОРОТА В игре нечеловеческой,
в жажде неестественной, Сотрясши цепи украшений, Тяжелой складкой
напнувся властный мышцу, Обнял края спокойной бездны. Преподнес, как
пожаданний бокал, Широкую ворота в вышину, Широкую ворота, грешную и
земную, Языков круглый перстень на руках упитанных. И творческий талант, что не
втомивсь, не поспел, Снопы заманчивых зел на камни положил, Как грудь
дев, горячих и нечистых, В шпетних игрищах воображений. Так щедро бросил
семенасту брость, Как привык на ложе бросать любовницу, Что зна любовный пот,
тяжелых оплодотворений млость, И сытый сон, и жажду на рассвете. На
брості - квит, на брості - квит, языков глаз Разгоряченного самкой самца Еще
тех веков, когда в сердца Вливалась страсть похотливого барокко, Что
плинула из веков старого лабиринта, Что соединила іздаля Украинские ворот
обильное ветки С вільготними аканта Корінта. И тот акант - не лавр на
голове государем, И врата щедрой никто не разводил, Чтобы пленников
пропустит с побежденных государств. Ибо путь побед сквозь врата не прослався.
То врата страсти пригнобленій и яростной Старых веков. Одетые в
шарлат, Тогда здвигав свои колокольни злотокуті, Языков пышные бунчуки,
надменный гетманат. Тогда, словно пышный венец, На жирные волосы
степи Положил церкви свои Мазепа, Поэт, и гетман, и купец;
Тогда, проиграв игру одчайну, Научился бегать назад Мазепин белый
конь, этот Пегас без конюшни, Бесхвостый Буцефал будущих лидеров.
Гоните того коня, походка его пусть утихнет! Языков ржавого копья,
колоколен ломайте тень! И мовкнуть колокола, колокола из-под сводов,
Ибо сердце наше больше, чем их! *** III. ДОМ Словно радуга,
что выковано в гамарні, Уже нагнувсь над домом виадук, Но еще толпами
вокруг ходит гук, Становится в столбы громохкі и неуклюжие. Столбы громохкі.
Сваи лесов. Рычаги согнуты. Поломанные домкраты. Кипит могучих
построений Горячий бунтівничий кратер. Въедается в степь упорный труд и,
Как смерч, поставленный вниз головой. Трясет равниной и двигає горой,
Языков листы, слои земные горта. И взрыва, как выстрел, движение, Разряд
крепких натуг. Здесь Изобилует труд. И пруг лягались на плуг, И угол
лягались на угол; Луна идет вокруг Сооружений. Идут мощные голоса,
Прокатываются в танце, И отзываются басы Тяжких электростанций,
Где на моторах, из-под щеток, Между нефтяных лужиц, Ползет,
закручиваясь, ток, Словно стальной остружок. Наллявши сияния в стакан
ламп, Он вьет свою спираль От свай До дамб, От дамб К
свай, Торопясь в даль, Где хаос ям и хаос куп Песка и рыжей ржавчины,
Где на твердый, упрямый шруб Навинчиваются этаже. Колонки электрических
гроз В проводах прогримотіли, И лопает длительный трос. Как лопаются
жили. И смерчи звуков випряда Взбешенная хуга; То крутится поскорей
труда Величественная центрифуга. Вращается поскорей, Луна на гони и гони
По рельсам шумных путей, Как вагонетки, гонит. Копают степь,
сверлят массив И тут же закладывают Массивы стен, И дула дымоходов,
И кратеры сооружений. Зубами черными зубил Рубят ромбы глыб,
Бетон громадять в сугробы, И пахнет, как озон, едкий металла пыль, И
катятся тяжелые аккорды сил, Широких спин и жилистых тел С железной
клавиатуры. Железо бьют и гнут прекрасную медь И горбатых мышцах руки
мужчины. Над землей гремит, Над старой землей гремит, Как марш
неслыханных веков, Построение высокая музыка. И стонет степь, и
стонет страна, Стальная запінена турбина Электростанций громовых,
И движется день, как слоев вечный сдвиг, И второй день уже ждет
очереди, Потому что каждый день - как взрыв и как штурм, Безумный марш напряжений и
энергий, Салют, и вызов горнов, и напор, и алярм. 1928
Источник: Николай Бажан, ДОРАБОТОК. К., "Днепр", 1979.
|
|