Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



I. СОБОР
В тени пагорків, процвівши потаймиру,
Звучит колонна, как звук гобоя,
Звучит собор каминным Dies irae,
Языков оратория голодных тел и рук.
Встает огонь набожным готики,
Как костер веры,
как старая мяса,
И кощунственно воспрянули в небеса
Стрельчатые башни -
пальцев острых прикосновения.
Рукой объятия холодные жили произведения
И дай рукам своим немым
Преподнести собственное сердце вверх
На грановитих копьях рим,
Чтобы в глаза жмотихе темных башен
Заглянуло оно,
будто звон сухой, забилось.
И тень упадет с пальцев башен, как стилос,
И почекру ее на сердце не снесешь.
Словно костлявые и ярости путы,
На сердце ляжет слов трудный узор.
Железом,
пламенем,
елеем,
кровью
куто
Зловещее повесть о соборе,
Как в восторге страждущих юрм,
В скреготі зубов
и скреготі гранита,
Языков смертный пение,
языков клич одчайних труб,
Чтобы пламенеть и греметь,
Здіймавсь собор на славу феодалу,
Яскриня веры,
притон паломничеств, -
И на гулкие тарелки площадей
Уже звон его упал понемногу,
Языков медный шаг,
жертвоприношению медный шаг.
Так в католических высохших руках
Бряжчать нитки с благоухающего сандала.
На звон не шли,
а пресмыкались лігма
Рабы и шуты, дуки и короли;
И роззявлявсь собор,
словно сладкая стигма
Безвольной и самітної земли.
И падали,
и дерлись под своды
Тела без рук и руки, что без тел;
Рты, разорванные пополам,
В каминную быстрину вплетали причитания.
И, как худая стрела,
взлетал над ними вверх,
Как рук голодных островерхий снип,
Вдохновленный корабль собора
В фанатичнім, виснаженім сне.
Крутились года в мрачной канители,
И не угасали, чтобы опять блестят,
Огни готических яросних костров
На щерблених мечах и косах Жакерии,
Потому возводился собор - не стало и защитник,
Толпы мольбы и толпы проклятие,
Готический расцветал трилистник,
Языков крест, языков квит,
языков псалма и как сон.
***
II. ВОРОТА
В игре нечеловеческой,
в жажде неестественной,
Сотрясши цепи украшений,
Тяжелой складкой напнувся властный мышцу,
Обнял края
спокойной бездны.
Преподнес,
как пожаданний бокал,
Широкую ворота в вышину,
Широкую ворота,
грешную и земную,
Языков круглый перстень на руках упитанных.
И творческий талант,
что не втомивсь,
не поспел,
Снопы заманчивых зел на камни положил,
Как грудь дев,
горячих и нечистых,
В шпетних игрищах воображений.
Так щедро бросил семенасту брость,
Как привык на ложе бросать любовницу,
Что зна любовный пот,
тяжелых оплодотворений млость,
И сытый сон,
и жажду на рассвете.
На брості - квит,
на брості - квит, языков глаз
Разгоряченного самкой самца
Еще тех веков,
когда в сердца
Вливалась страсть похотливого барокко,
Что плинула из веков старого лабиринта,
Что соединила іздаля
Украинские ворот обильное ветки
С вільготними аканта Корінта.
И тот акант - не лавр
на голове государем,
И врата щедрой никто не разводил,
Чтобы пленников пропустит
с побежденных государств.
Ибо путь побед сквозь врата не прослався.
То врата страсти пригнобленій и яростной
Старых веков.
Одетые в шарлат,
Тогда здвигав свои колокольни злотокуті,
Языков пышные бунчуки,
надменный гетманат.
Тогда, словно пышный венец,
На жирные волосы степи
Положил церкви свои Мазепа,
Поэт,
и гетман,
и купец;
Тогда, проиграв игру одчайну,
Научился бегать назад
Мазепин белый конь, этот Пегас без конюшни,
Бесхвостый Буцефал
будущих лидеров.
Гоните того коня,
походка его пусть утихнет!
Языков ржавого копья,
колоколен ломайте тень!
И мовкнуть колокола,
колокола из-под сводов,
Ибо сердце наше больше, чем их!
***
III. ДОМ
Словно радуга, что выковано в гамарні,
Уже нагнувсь над домом виадук,
Но еще толпами вокруг ходит гук,
Становится в столбы громохкі и неуклюжие.
Столбы громохкі. Сваи лесов.
Рычаги согнуты. Поломанные домкраты.
Кипит могучих построений
Горячий бунтівничий кратер.
Въедается в степь упорный труд и,
Как смерч, поставленный вниз головой.
Трясет равниной и двигає горой,
Языков листы, слои земные горта.
И взрыва, как выстрел, движение,
Разряд крепких натуг.
Здесь
Изобилует труд.
И пруг
лягались на плуг,
И угол
лягались на угол;
Луна идет вокруг
Сооружений.
Идут мощные голоса,
Прокатываются в танце,
И отзываются басы
Тяжких электростанций,
Где на моторах, из-под щеток,
Между нефтяных лужиц,
Ползет, закручиваясь, ток,
Словно стальной остружок.
Наллявши сияния в стакан ламп,
Он вьет свою спираль
От свай
До дамб,
От дамб
К свай,
Торопясь в даль,
Где хаос ям и хаос куп
Песка и рыжей ржавчины,
Где на твердый, упрямый шруб
Навинчиваются этаже.
Колонки электрических гроз
В проводах прогримотіли,
И лопает длительный трос.
Как лопаются жили.
И смерчи звуков випряда
Взбешенная хуга;
То крутится поскорей труда
Величественная центрифуга.
Вращается поскорей,
Луна на гони и гони
По рельсам шумных путей,
Как вагонетки, гонит.
Копают степь, сверлят массив
И тут же закладывают
Массивы стен,
И дула дымоходов,
И кратеры сооружений.
Зубами черными зубил
Рубят ромбы глыб,
Бетон громадять в сугробы,
И пахнет, как озон, едкий металла пыль,
И катятся тяжелые аккорды сил,
Широких спин и жилистых тел
С железной клавиатуры.
Железо бьют и гнут прекрасную медь
И горбатых мышцах руки мужчины.
Над землей гремит,
Над старой землей гремит,
Как марш неслыханных веков,
Построение высокая музыка.
И стонет степь,
и стонет страна,
Стальная запінена турбина
Электростанций громовых,
И движется день, как слоев вечный сдвиг,
И второй день уже ждет очереди,
Потому что каждый день - как взрыв и как штурм,
Безумный марш напряжений и энергий,
Салют,
и вызов горнов,
и напор,
и алярм.
1928
Источник: Николай Бажан, ДОРАБОТОК. К., "Днепр", 1979.