Олег Ольжич
Олег Александрович Кандыба (настоящая фамилия) - поэт, публицист,
политический деятель. Сын Александра Олеся. Родился 8 июля 1907 в Житомире. После поражения УНР вместе с
семьей покинул Украину. Учился в Карловом университете в Праге и
Украинском свободном университете, работал в Гарвардском университете
(США). Со времени возникновения ОУН становится одним из активнейших ее членов, впоследствии -
заместителем председателя Провода ОУН. Принимал активное участие в политических событиях того
времени, в частности в обороне от венгерских фашистов Карпатской Украины (1939).
Принадлежал к кругу поэтов-«вісниківців» (Есть. Маланюк, Л. Мосендз, Елена Телига,
Юрий Клен). Сборники стихов Олега Ольжича «Рінь» (1935), «Башни» (1940),
«Підзамчя» (1946) характеризуются совершенством художественной формы, усиленным
історіософським началом. Прошлое поэт всегда проецирует на современность, осмысливает
его как неотъемлемую составляющую современности. После начала второй мировой войны
продолжал свою деятельность в Украине, а поскольку это вызвало недовольство немецких
оккупационных властей, то Олег Ольжич вынужден был работать в подполье.
Погиб в фашистском концлагере Заксенхаузен 10 июня 1944г.
Олег Ольжич
(1907 - 1944)
Ольжич - один из псевдонимов Олега Кандыбы (Г. Запоночний, Д. Кардаш, К. Константин, О. Аист), сын
Александра Олеся, родился 8 июля 1907 в Житомире. Учился в Пуще-Водице
под Киевом, однако среднее образование ему пришлось получать в Праге. В 1923p. он,
выехав вместе с матерью из Украины, охваченной дымом классовой ненависти, в
Берлине наконец встретился с отцом, который перед этим составил обязанности полпреда
УНР в Будапеште. Вскоре семья Кандиб переехала в Горних Черношинець под
Прагой.
Ольжич стал студентом Кардового университета, одновременно учился в
Украинском свободном университете. В 1929p. написал диссертацию «Неолитическая
рисованная керамика Галичины». Перед ним открывались двери, он принимал
участие во многих археологических раскопках, в частности на Балканах. Работая в
Гарвардском университете (США), в 1938г. основал там Украинский научный
институт.
Но Ольжичу уготована другая судьба. Когда возникла ОУН, он становится одним из
самых активных ее членов, руководителем культурного сектора, а впоследствии - заместителем
председателя провода ОУН. По поручению этой политической организации Ольжич брал
участие в провозглашении демократической Карпатской Украины, возглавляемой А. Волошиным,
уничтоженной 14 - 15 марта 1939г, венгерскими фашистами в сговоре с Гитлером. Поэт
даже попал в хортистської тюрьмы.
В 1940г. произошел раскол ОУН. Ольжич, принадлежа к фракции мельниковцев, под
время второй мировой войны возглавил отделы ОУН на Правобережье Украины, в частности в
Киеве, был одним из основателей Украинской национальной рады (5 ноября
1941p.), которой руководил экономист М. Величківський. Поскольку рейхскомиссариат
в конце 1941 г. запретил деятельность ОУН, то она перешла в подполье,
переехав во Львов. Здесь он женился на дочери литературоведа Л. Белецкого
Екатериной (Калиной). Однако супружеская жизнь была недолгой. Арестован
гитлеровцами, Ольжич попал в концлагерь Заксенхаузен, где 10 июня 1944г.
был замучен гестапівською тройкой (Вольф, Вирзингом, Шульц).
Олег Ольжич - яркий представитель детей первой эмиграционной волны, которые
смогли не только сохранить, но и приумножить пассионарной энергию украинского
народа, разрушенную на Приднепровье (репрессии, голодомор, истребление
культуры). «Пусть воскреснет столица Андрея, Дух вояцкий в народе!» - такой целью
и жил Ольжич, как и его поколения за пределами Родины. Его стихи, проникнутые
этой идеей, печатались на страницах эмигрантской периодики, в основном в
редактируемом Д. Донцовым львовском журнале «Вестник» наряду со стихами Есть.
Маланюка, Л. Мосендза, Елены Телиги, впоследствии Юрия Клена. Следовательно поэты получили
условное название «вісниківської квадриги».
Сборники Олега Ольжича «Рінь» (Львов, 1935), «Башни» (Прага, 1940), «Підзамчя»
(1946) отличные как по содержанию, так и по форме. Первой и последней свойственна
изящество поэтического стиля, интеллектуальная напряжение, в котором слышится почерк
ученого. Однако стихи питались чистым лирическим источником, в них нет сухого
сцієнтизму. Вторая - пронизана импрессионистическим вспышкой чувств, обозначенная
яркой тенденцией политического лозунга. Одновременно три книги имеют общую
риса: подчеркнутую історіософічність, где прошлое и настоящее создают сложную и
неразрывное проблему. Профессию археолога больше всего оказался в сборнике «Рінь»,
история здесь появилась как жестокое самоутверждения роковая разорванность, и
лишь изредка вспыхивала светлая тональность естетизованого первоначального гомеостаза
(«Наше племя не большое», или «Сколько солнца льется на землю...»).
Богатая на драматургию мысли и чувства, лирика Ольжича сберегательная в художественных
средствах, тяготеет к классически випрозореної формы. Именно в этом он стоял не
ближайшее из «вісниківської квадриги» в киевских «неоклассиков» и, к
кстати, этого не скрывал.
За аскетичной афористичностью строф лирики Ольжича возникает напряженная мысль
борца, шествует над пропастью екзистенційності к великой цели. Все это на полный
голос прозвучал в «Башнях», где вместо углублений в историю чувствуется горячее
дыхание современности, риторические формулы-лозунги воссоздают атмосферу тревоги и
готовности к борьбе. Заметное место в сборнике занимала поэма-хроника «Городок.
1932», где речь шла о строгом жизни украинских подпольщиков по условиям дифензиви.
Вторая часть «Башен» составляет цикл «Неизвестному воину» - своеобразная естетизована
политическая программа украинского подполья тех лет. Выступая с прямым осуждением
бесперспективной инерции украинства, Ольжич призывает не примиряться с
унизительным животінням раба.
«Підзамчя» - посмертный сборник Ольжича, хотя он ее подготовил еще 1940г.
Она синтезировала творческие поиски поэта времен «Рини» и «Башен», показала высокую
культуру его художественного мышления, склонность к философским обобщениям
духовной действительности, ее драматических коллизий. Поэта всегда интересовали гордые и
непокоренные фигуры («Мучения св. Екатерины», «Пророк»). Его лирика - это исповедь
воина, открытого и честного в бою, который четко осознает, что только ценой
собственной жизни прокладывается путь к свободе, до завоевания права быть
органическим компонентом генетической памяти народа («Триптих»).
Ю. Кузнецов
История украинской литературы ХХ ст. - Кн. 2. - К.: Лыбидь, 1998.