Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



СТЕПАН ОЛЕЙНИК

(1908-1982)

СТЕПАН ОЛЕЙНИК

Больше двадцати лет прошло с тех пор, как не стало Степана Олейника. Этого человека знали - без преувеличения - все жители СССР и за рубежом. Поэт-юморист, сатирик почти четыре десятилетия отдал труду в литературе и более пяти десятилетий - журналистике. Разоблачал мещанство, пошлость, взяточничество, сутяжничество, то есть все то, что не украшает человека. Боролся за утверждение добра и правды, честности и благородства. Без его творчества невозможно представить украинскую сатиру и юмор.
Родился Степан Олейник 3 апреля 1908 года в селе Пасисели в Одесской области в многодетной земледельческой семьи. От тяжких лишений родители решили эмигрировать в Канаду или в Кустанайську область. Как вспоминала сестра писателя, уже и лошадей запрягли... (мы бы Имели еще одного писателя в диаспоре.) И спас дядя Захарий, забрав семью в свое село Третью Николаевку. Сейчас это Левадівка. В империалистическую, то есть Первую мировую войну отца мобилизовали на фронт. Степан был самый старший, поэтому приходилось и по хозяйству хлопотать, и в поле пахать, сеять, косить и молотить. В школу мать провожала сына по народному обычаю. Испекла калач - для учителя. В школу надо нести святой хлеб, ибо начинаешь большое дело - идешь учиться грамоте. А еще поставила на колени молиться Богу, "чтобы помогал учиться и дал добрую память". Наука парню давалась легко. Уже в первом классе написал письмо к отцу, который находился в австрийском плену. Печатными буквами сочинил писульку к Австро-Венгрии. Папа ее получил, и весь барак плакал", когда читали выведенные детской рукой слова.
После окончания четырехлетки встала дилемма: учиться дальше или становиться к плугу. Поэтому отец спросил учителя, как им быть дальше. На что тот ответил: "Сын ваш способный к учебе, но у него "суконный язык". Не поверил папа ему. Гнідими лошадьми повез Степу в Одессу, в школу имени Леси Украинки. "Выводили в люди" парня вместе. В хозяйстве была корівчина, поэтому сестры Оля и Мотря по очереди носили, перебрівши реку, молоко на рынок. Выручали ежемесячно по 5 рублей. Весь этот заработок посылали Степану.
Когда в 1930-м отец попал под "розкулачку", юноша уже был студентом. Понятное дело, сына "врага народа" из вуза исключили, и он устроился на работу рулевым на корабле "Ленин". А когда через год восстановился в пединституте, то уже арестовали самого. "Украинского буржуазного националиста" "черный ворон" увез в ДОПР прямо из общежития. За то, что сочинял остроумные частушки для студенческой стенгазеты "Синяя блуза". 1931 год был не такой жестокий, как 1937-й. Поэтому парня вскоре выпустили. Возможно, спасло то, что его друг Владимир Иванович обратился с письмом к "всесоюзного старосты" Калинина от имени почти двухсот однокурсников. К тому же охранник забрал у узника блокнот с его стихами, и после того... стал благосклоннее. Пребывание в каземате не прошло бесследно: от нервного стресса заболел эпилепсией. Как вспоминала сестра Ольга, во время приступов мать накрывала сына платком и молилась. Вот и все лечение. Отпустила болезнь лишь после войны.
В 1934 году окончил пединститут. Работал корреспондентом газеты "Черноморская коммуна", обошел много районов Одесской области. Изредка печатал стихи в газетах. 1936-го начались тотальные аресты. В каждом видели потенциального предателя, преступника, шпиона. Агентурная сеть НКВД расширялась. Конечно, ясноокого общительного юношу, который становился душой любого общества, не могли обойти вниманием: пригласили в соответствующий кабинет и предложили сотрудничество. И мягкий, интеллигентный Олейник категорически отказался. Была еще одна попытка склонить его на свою сторону. Когда после войны вернулись в Киев, снова вызвали на Короленко "для важного разговора". Не поддался на уговоры, не испугался угроз. Тогдашний сосед по квартире на Саксаганского, 44, Олекса Гуреїв рассказывал, что после визита поражен и крайне возмущен писатель повторял неоднократно: "И что вы думаете? Мне предложили быть доносчиком в нашем союзе. Я им сказал, чтобы искали другого".
Не забывал Степан Иванович друзей юности. Помнил, что сам чудом спасся от тоталитарного Молоха. Поэтому с болью всегда вспоминал студенческого товарища Панька Педу - нежного лирика, замечательного мастера слова, которого высоко ценил Павел Тычина: "... Только жить и творит! Не дали негодяи. Погиб в 1937 году, в день своего 30-летия, не знать завіщо, с ярлыком "врага народа", разведен навеки с поэзией и любовью". По памяти воспроизвел стихи друга, издал отдельной книгой "Горят огнем". Добился, чтобы мученика посмертно приняли в Союз писателей Украины.
    
"Плохой
тот сюжет, который
не подкрепляется жизнью"
    
Факты, которые Олийнык использовал для произведений, были такими типичными, часто люди узнавали себя в его героях. Степан Иванович рассказывал, как после чтения стихотворения "В клубе" до редакции "Перца", где он тогда работал, пришло письмо из Одесского областного отдела кинофикации, в котором указывалось: "... факты, о которых говорится в стихотворении,... подтвердились. Примем меры".
Анекдотично звучит рассказ о резонанс от "Номенклатурного Мацепури". После появления в "Перцы" этого фельетона к его автору позвонили из... республиканской прокуратуры и попросили дать адрес высокопоставленного чиновника, что опозорил себя недостойными действиями.
    
Кое-кто из читателей юморесок Олейника даже пострадал. Так, работника бензоскладу с Тернопольщины лишили работы за то, что... вслух читал "Дорогу даму". Да еще и комментировал. А говорилось в сатире о типичную жену секретаря райкома партии, которая злоупотребляла должностным положением начальника-мужчины. После появления стихотворения в "Правде" кое-кто из руководящих лиц каялся, признавая вину. Скажем, секретарь горкома партии с Донбасса. Сохранилась стенограмма его выступления: "Критика в газете, статья о "дорогу даму" были справедливыми, и я их полностью признаю". Образ деда Терешка также взято из жизни. Это был земляк, крестьянин из Одесской области. Выступление его на колхозных собраниях в интерпретации Олейника заставлял смеяться до колик в животе. Особенно в исполнении выдающегося мастера слова Юрия Шумского. Это произведение вошло в репертуар большого артиста навсегда. Он читал юмореску и в Кремле во время Первой декады украинского искусства в Москве. Смеха Олійникового боялись, а самого его любили. Потомок черноморских казаков хотел быть как можно ближе к народу. Даже не пользовался микрофоном во время выступлений. Говорил: "Так к людям ближе".
Часто повторял: "Плох тот сюжет, который не подкрепляется жизнью". И советовал молодым коллегам по перу придерживаться этого принципа. К слову, за всю жизнь ни к кому не обратился на "ты". Только на "вы".
    
"Когда уже у тебя такая невидержка,
то пиши, сынок,
но пиши правду..."
    
Однажды отец застал сына рассвете за столом. Просидел он тогда ночь, составляя первого дописа районной газеты. Ибо занимался парнишка тем, что другие деревни пишут, а о его - нет. Поэтому выдернул из тетради бумажку, зажег ночник и сел за корреспонденцию. Вместо адреса указал телефон редакции, думал, что то самое главное. Ведь аппарата в глаза не видел. Так в газете "Красная степь" № 184 в 1925 году появилась детская наивная "Приключение с Иваном". Отцовское наставление: "Ну что же, если уж у тебя такая невидержка, то пиши, сынок. Но пиши правду. Боже тебя спаси соврать что-нибудь" - запомнил навсегда. Став известным писателем, часто говорил, что у каждого свой путь в литературу. Один летит на самолете, едет поездом, а ему пришлось идти пешком.
Еще в студенческие годы, когда арестовали Степана Ивановича, одним из свидетельств "буржуазного национализма" стала украинская рубашка. Доносчик сообщал, будто Олейник вербовал в молодежное подполье только тех, кто надевал вышиванки. Действительно, в свое время поклялись они с Владимиром Ивановичем носить украинские рубашки. Независимо от моды. Как талисман. И на столе следователя она лежала рядом с конспектами и стихами. В первой своей битве в 1941-м в Голосеевском лесу он тоже был в ней. Командир парашютно-десантной бригады Александр Родимцев изрядно удивился, когда перед ним предстал "вояк" с удостоверением газеты "Красная Армия" не в гимнастерке, а в разорванной, покрытой пылью... украинской рубашке. "Білобілетник" Олейник получил тогда в подарок трофейный пистолет.
Рассказывали, что когда Степан Иванович лечился в знаменитой одесской клинике Филатова, то тоже не расставался с вышиванкой. Его талисман принес неописуемую радость: после операции на глазах, выполненной талантливым хирургом Надеждой Пучківською, начал видеть. Исключительно скромный человек ей даже не признался, что является депутатом Верховного Совета СССР, кавалером орденов Ленина, Трудового Красного Знамени и лауреатом Государственной премии СССР.
Степан Олейник воевал, как говорится, на птичьих правах, ибо военная комиссия признала его негодным к армейской службы. Впоследствии генерал-майор Родимцев и поэт еще раз встретились на берегах Волги. Война снова настигла писателя под Сталинградом. После эвакуации пошел работать в "Сталинградскую правду". Когда враг приблизился к городу, газета стала прифронтовой, а Олейник - прифронтовым корреспондентом. Создал образ веселого солдата, украинского Теркина. Маршал Чуйков распорядился стихотворение "Сталинград" издать отдельной листовкой. Ее вручали новобранцам, когда те переправлялись через горящую Волгу. Чуйков читал отрывок из этой поэзии на митинге, посвященном победе под Сталинградом.
Во время работы в "Сталинградской правде" чуть не попал в страшную передрягу. В заголовке статьи "Сталинград торжествует"... выпала буква Г. В те времена и не такие ошибки становились смертным приговором. Судьба смилостивилась.
В конце 1942 года прибыл вместе с женой Клавдией Ивановной в Саратов и сразу появился в редакции радиостанции имени Тараса Шевченко. Там встретился с давним другом - Юрием Шумским. Тогда они и создали главного героя - Перца-Перчила, для радиожурнала "Перец на радио", имевший большую популярность. Отдельные эпизоды перепечатывали и забрасывали на оккупированную территорию Украины.
Леонид Гайдай сам признался, что счастливая история знаменитого фильма "Пес Барбос и необычный кросс" началась... с фельетона Олейника. А было это так. Степану Ивановичу читатель из Горяївки прислал письмо, в котором рассказывал о местных вандалов, которые глушат рыбу динамитом. Во время такой "рыбалки" обученная собака одного из браконьеров схватил пыл и бросился за хозяином...
Созданный по этой фабуле фильм закупили десятки стран мира. Он получил высокую награду в Каннах. На его съемках сформировалось замечательное трио актеров - Вицин, Никулин, Моргунов. Затем Евгений Моргунов вспоминал: "Если бы не было фельетона "Пес Барбос и необычный кросс", то не было бы и "Кавказской пленницы", "Самогонщиков", "Операции "Ы" и многих других фильмов... Начало всему этому - Степан Олейник!"
Фильм показывали в посольствах Советского Союза, чтобы рассмешить недовольных чем-то дипломатов. По словам бывшего посла СССР в Австралии Басова, после демонстрации кинокомедии все соглашения подписывали как положено.
Земляки писателя-юмориста ежегодно вот уже двадцать лет проводят на Одесщине Олійниківські дни и Олійниківські чтения. Учредили Всеукраинскую литературную премию имени Степана Олейника, Благотворительный фонд. В селе Левадовке за счет земляков установили памятник односельчанину. Вышли сборник избранных произведений и книга воспоминаний. Следовательно, возбуждается несколько пригаслий интерес к творчеству Степана Ивановича Олейника.