Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Ольбрахт Иван

(1882-1952)

Ольбрахт Иван

Двадцатые - тридцатые годы прошлого века благодаря вхождению Закарпатья в Чехословакию, которая в то время славилась именно демократией, стали в культурной жизни края временем небывалого культурного прорыва. На Закарпатье появляются, в частности, писатели, что пишут живым народным языком - их произведения до сих пор не потеряли своей стоимости. Назовем их имена-Василия Ґренжі-Донского, Зореслава, Александра Маркуша, Луки Демьяна, Юлия Боршоша-Кумятського, Федора Потушняка - они до сих пор составляют золотой фонд нашей литературы. Много писателей, творивших лицо литературы других стран, также именно тогда открыли для себя загадочный край Закарпатья. Но больше всего произведений, прозвучавших на весь цивилизованный мир, создали чешские писатели. До сих пор не потеряли читателя произведения на закарпатскую тематику Карла Чапека, Владислава Ванчури, Станислава Косты Неймана, Ярослава Затлоукала. Но первым среди них был и остается Иван Ольбрахт. В Колочаве на Межгорье, где писатель долгое время жил, собирая материалы к роману «Николай Шугай, разбойник», еще живут люди, которые его помнят.
Впервые Иван Ольбрахт приехал к Колочавы в 1931 г., когда прошло всего-навсего десять лет после смерти разбойника Николая Сюгая, что в романе станет Николаем Шугаєм. В то время Иван Ольбрахт был уже известным писателем и общественным деятелем.
Родился Камил Земан (настоящее имя и фамилия писателя) 6 января 1882 г. в Семілах - промышленном районе Підкроношшя в Северной Чехии. Отец его был писателем демократических взглядов, вошел в литературу под псевдонимом Антал Сташек. Окончив гимназию в Карловом Дворе и юридический факультет университета в Праге, Камил Земан сначала работает в чешской газете «Дєяніцкі листы» в Вене, а затем в социал-демократической газете в Праге «Право народа». После того, как побывал в Москве делегатом еще несуществующей Компартии Чехословакии на II-м конгрессе ДР-го Интернационализма (1920г.), становится одним из организаторов компартии и редактором ее газеты «Руде право». В 1924 г. по прокомуністичну речь на митинге в Силезской Остраве на два месяца попал за решетку. В 1928 г. его вторично арестовали, на этот раз как редактора за публикацию в газете статьи Владимира Ленина «Советы постороннего». Среди книг его очерков и репортажей - трехтомник «Картины современной России» (1920 г.), где он защищает страну Октября от так называемых наговоров. Претендуя на славу чешского пролетарского «буревестника», создает в 1928 г. революционно-исторический роман «Анна-пролетарка». Но мировую славу Ивану Ольбрахту приносит именно роман «Николай Шугай, разбойник» (1933 г.), создан на закарпатской, тогда підкарпаторуській, жизненной и фольклорной основе.
Еще в 1923 г. фигура Сюгая (Шугая) попытался романізувати венгерский писатель Бела Иллеш, тоже коммунист, но ему так и не удалось найти счастливую точку взаємоперєтину жизненной и художественной правды. Иван Ольбрахт, глубоко проникшись судьбой Верховины, и на глазах вымирала, не поддался дешевой звабі революционной романтики. Сама душа народа, которая проявлялась в легенде, предании, песни, схватила писателя в свою не заполитизированной стихию и натолкнула на создание образа, что раздвигает свои временные рамки. Николай Шугай Ольбрахта, несмотря на определенную романтизованість, одновременно строго реалистичен в своей обреченной, но от того не бессмысленной неповиновении.
К слову: я вырос в краях, где действовал герой Ольбрахтового произведения, и в мельчайших подробностях из жизни Верховины не нашел ни перегибов, ни фальши. Можно только подивиться таланту чешского писателя, настолько сумел проникнуть в глубины новых для него стихийных народных нуртувань.
Роман быстро был подхвачен общественной волной И вознесен на гребень славы. Даже государственной премией отмечен. Однако и противодействие официальных кругов была соответствующей: как же так, разбойника возведен в народные герои, а чиновные благотворители края выглядят ничтожествами. Самые азартные «полемисты» требовали изъятия романа из школьных библиотек, запрета украинского перевода, который появился во Львове в 1934 г.
В том же 1934 г. в Праге состоялась премьера художественного фильма режиссера Владислава Вайчури «Марийка-неверница» по сценарию Ивана Ольбрахта и Карела Новы. Сюжетной основой фильма стал одноименный рассказ Ольбрахта. Фильм снимали в Колочаве, и в нем блестяще заменили профессиональных актеров сами колочавцы. Кто видел и увидит фильм, согласится со мной, что он настоящее достижение киноискусства, которое почему-то широкой аудитории так и не доступное, хотя сам фильм на Закарпатье есть.
Чешский литературовед Рудольф Гавел писал, что Иван Ольбрахт «сказал чешскому читателю о Закарпатье больше, чем все государственные газеты и журналы за предыдущие десять лет...»
Гавел говорил о публицистике Ольбрахта. Действительно его книги «Земля без имени»( 1932), «Горы и столетия» (1937) - то беспощадные в своей правде документы из жизни Закарпатья, которые ныне стоит прочитать бы горластим деятелям, что подобную демократию насаждают горам теперь. Демократия, насаждаемая сверху, - только хитрая форма эксплуатации. В этом убеждаемся каждый день.
В Советском Союзе ценили Ольбрахта, в том числе и за книги о Закарпатье, ведь они развенчивали «буржуазный рай», как тогда выражались наши идеологи.
И в 1973 г., впервые вышла в «Карпатах» переводе Семена Панька под названием «Печальные глаза Анны Караджичевої» книга Ольбрахта «Голет в долине». Для нас, издателей, это было неожиданностью, но именно издание чуть не пустили под нож. Вычитали такое, что перебрасывалось с масариківських времен на компартийные...
Даже сегодня, когда читателей, в силу известных причин, очень и очень поубавилось, роман Ивана Ольбрахта «Николай Шугай, разбойник» прочитает каждый закарпатец, который вообще что-то читает.
Иван Ольбрахт и стал сам героем романа. В 1982 г. впервые увидел свет, а в 2001 г. переиздан роман Ивана Долгоша «Колочава», где фигура великого чешского вторая Закарпатья оживает для неравнодушных к своему прошлому. А в Колочаве есть музей Ивана Ольбрахта, есть памятник работы скульптора с Межгорья Михаила Беленя. Бюст Ивана Ольбрахта в Ужгороде могут увидеть в литературном музее Закарпатской организации Союза писателей Украины.
Умер Иван Ольбрахт в Праге 30 декабря 1952 года.