Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ЮРИЙ ЯНОВСКИЙ
Мои размышления над романом Юрия Яновского "Четыре сабли"


"В 1925-1929 гг. написаны мои книги "Кровь земли", "Мастер корабля", "Четыре сабли". Они несут на себе тяжелое бремя мелкобуржуазного мировоззрения, от которого я, конечно, с трудом, визволявся в следующих двух десятках лет", - напишет Ю. Яновский в статье "Мои ошибки" в "Литературную газету" 1948 г. Представляете, какой ценой дались эти слова Ю. Яновскому, ведь названные книги были одними из лучших в его творчестве. Стоило ли писать кровью сердца, чтобы потом отказываться от своих родных детей. А Ю. Яновский вынужден был это сделать. Вообще, он половину своей жизни жил в принуждения, видимо, поэтому так много болел и так рано умер. "Роман "Четыре сабли", вышедший в 1930 году, был встречен тогдашней критикой как произведение с национальной романтикой, с восхищением украинской стариной. Это была верная оценка, в этом оказался влияние националистического окружения, но это было не все. Тогдашняя критика не в состоянии была заметить и сформулировать более существенные промахи романа, они заключались в том, что автор, показывая гражданскую войну в Украине, подал читателю вымышленный им хаос, нерозбериху, отсутствие направляющего центра в лице партии большевиков. Я обязан был понять, что хаос в событиях гражданской войны существовал только в моем воображении, а события, которые утверждали завоевания Октябрьской революции, проходили под железным руководством коммунистической партии..."
Мне кажется, что эти слова писал человек, к которой соприкасались каленым железом. Юрий Иванович Яновский так не думал.
Он хотел увековечить в слове освободительное движение родного народа и воплотил это стремление и четырех образах - Шахаєві, Остюку, Галатові i Марченку. Вот те, что держали четыре сабли Яновского. Их автор называет в песенном зачині "четыре ростки крепкого дуба" (то есть сыновья великого народа). Разные они, но объединенные общей целью, в определенной степени романтизированы, даже идеализированные. Автор умышленно ставит их в такие ситуации, в которых максимально выразилась бы их глубинная суть, отвага, геройство, сила. Шахай выдается бригаде "сверхчеловеческой силой", тяжело ранен Ость продолжает героически драться i управлять конниками. "Это сидели на скале орлы", - так будет о них сказано на самом начале романа. Мы еще не видим их в бою, а уже готовы воспринимать их как героев, которым симпатизирует автор. Стиль первых четырех разделов характеризуется восторженным, радостным восприятием жизни, борьбы народа за освобождение. Эта борьба показана в духе лучшей романтической традиции XIX века, ярко обнаруженной в "Черной раде" П. Кулиша, в "Гайдамаках" Т. Г. Шевченко.
А вот стиль последних трех разделов отличается от первых четырех. Дело в том, уже отгремели бои и национальное освобождение потерпело поражение. В главных героев причины для оптимизма исчезли под давлением реальной жизни.
На мою мнению, творческий путь Ю. Яновского напоминает путь М. Волнового. Оба они после безумного романтическом запала вдруг на скаку остановились i - разочаровались. И это не могло не отразиться на развязке романа. Итак, Ю. Яновский четко осознал, что получил народ после победных боев под красным флагом. Вот за это понимание автора и шельмовали.