Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Предыстория культуры Украины

Сейчас в исторической науке все возрастает интерес к древним временам, с которых начинаются истоки, прорастают корни народа, во всем мире названного народом Украины. Земля нашей страны, культура нашего народа почувствовала все временные изменения, однако не удивительным является тот факт, что принцип декоративной росписи жилья земледельца возник на этой земле в III тысячелетии до н. э., прошел сквозь века и существует сегодня во многих украинских селах.

В III тысячелетии до н. э. на территории Украины, на степных пространствах между Днепром и Дунаем расцветала культура, которую современная наука называет трипольской. Это была высокоразвитая культура эффектных красок, сложного орнамента, с пышным росписью домов, печей, яркими красками керамической посуды. Расположения трипольских поселений не отличалось от поселений современных украинских крестьян.

Способ хозяйствования в Триполье - аграрный. Люди того времени занимались земледелием и скотоводством. Поселения были открытыми - нет никаких намеков на крепостные или другие защитные сооружения, трипольцы жили мирно и не нуждались в защите от внешних врагов.

Украина времен Триполья не была замкнутой в себе, изолированной от мира страной. Наоборот, она была включена в мировую культуру, в которой ведущее место занимали тогда Египет и Месопотамия, и тяготела к южным и юго-восточных культур.

На рубеже III и II тысячелетий до н. е. трипольскую культуру было уничтожено. Археологические раскопки свидетельствуют, что уничтожение было неожиданным и тотальным.

В некоторых домах осталась даже глина с отпечатками женских пальцев, приготовленная для лепки посуды. Катастрофа пришла неожиданно - все было разрушено и сожжено.

Исчезает древнейшая культура нашей страны. ее место занимает новая, отличная от нее и во многом противоположна ей. Речь идет о так называемой культуре «шнуровой керамики». Посуда «шнуровой керамики» грубее, примитивнее, чем трипольский элегантный, художественно и технически совершенный тонкостенный посуда из отборной белой глины. Керамика следующей эпохи символизирует снижение технического и одновременно художественного уровня, представляет собой шаг назад в развитии керамического производства, этап регресса культуры.

В отличие от мирных трипольцев-земледельцев носители культуры «шнуровой керамики», которых историческая наука называет киммерийцами, строили городища, всегда хорошо укреплены, расположенные высоко над рекой. Исчезла безопасность, которая до сих пор позволяла жить на открытых местах и не защищаться. Угроза опасности, что нависла над народом, сделалась постоянной - киммерийцы жили в состоянии постоянного страха.

Это событие можно сравнить с двумя историческими примерами внезапного появления страха в жизни и мировоззрении людей. Это, во-первых, исчезновение Харапської цивилизации в Древней Индии и появление защитных сооружений в культуре ариев. Во-вторых, в том же III тысячелетии до н. е. после неизвестной катастрофы исчезает древнейшая европейская культура - культура Древнего Крита. И следующей достопримечательности, ахейской, культуры - это міцностінні дворцы-крепости.

Во время господства «шнуровой» культуры деградирует, как керамика, так и земледелие. Не оно сейчас определяет тип и направление культуры. Теперь все подчинено скотоводству, кочевой или чабанському.

В отличие от предыдущей киммерийская культура - культура всадников. Скифы появились на древних украинских землях во II тысячелетии до н. э., - тоже всадники. Итак, всадник, кочевник становится главным носителем культуры того времени, отодвигая земледельца на второй план во всех областях общественной жизни.

Геродот, которому мы обязаны наиболее полными сведениями о скифах, различает скифов-кочевников и скифов-земледельцев. Для скифов-кочевников, вершни-ков-грабителей, рабовладельцев и работорговцев пространство не был объектом труда. Пространство для них - территория, которая постоянно меняется в зависимости от сезона, для выпаса скота и грабительских нападений на чужие стада. Сокровища, золото, найденные археологами, свидетельствуют о накоплении богатств, отобранных у покоренных народов. Государство скифов - это могучая «варварская» империя. Каждая империя состоит из большого количества народов, и иностранцы все эти народы называли скифами. В конце II - начале i тысячелетия до н. е. совместная борьба против персов сблизила скифов и греков как в политическом, так и в культурном плане. Эпоху, которая охватывает восемь-десять веков, с V века до н. э. до V-VI века н. э. историки определяют как античную эпоху в истории культуры Украины. Распространена на ее территории материальная культура имеет все признаки культуры современного ей античного мира. В условиях отлаженных и постоянных связей с античным миром, в условиях утверждения военно-политической власти Рима кочевник теряет свой экономический, а всадник - свой политический смысл. Страна постепенно меняет свое хозяйственное лица. ее развитие опять нацелен на земледелие. Городища исчезают, на первый план выходит село, сословные отношения нивелируются и народ предстает единым целым. И снова в Украине не происходит никаких этнических изменений. Идет то самое взаимопроникновение, ассимиляция народов, культура которых ярко предстала перед исследователями после раскопок Черняховского могильника под Киевом. Подобные могильники встречаются на территории нашей страны во многих местах. Несмотря на компактность заселения территории и сплошность распространения памятников черняховского типа, можно утверждать, что население Украины в античный период достигало нескольких миллионов.

Именно в эту эпоху формируется территориальное пространство в тех же пределах, что впоследствии будут определять этнографические границы Украины: от верховьев Днестра и Буга до Донца, от Десны до Черного моря.

Снова в жизни народов пришла безопасность. О чувстве безопасности отмечает инвентарь в могильниках черняховского типа (например, могильник в селе Пересечное под Харьковом). В них вообще не найдено оружия. Покойник не был воином в загробной жизни, следовательно, не был им и в земной. Единственное, что нашли археологи, - это небольшие ножи возле скелета овцы.

Именно с памятниками черняховской культуры специалисты связывают формирование восточнославянских племен. В III-IV веках н. э. учреждаются поселения, известные уже как славянские, в лесостепной зоне Восточной Европы и поселения так называемой «киевской культуры».

Много народов жило в давние времена на украинской земле. Много наций и народностей живет в современной Украине. И все они, разговаривая на своем языке, сохраняя элементы своей национальной культуры, восприняли культуру этой земли, культуру Украины