Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Григорий Косынка
Григорий Косынка выдающийся новеллист XX века

Да и ты не умер. Ты ушел из жизни,

но и остался в нем, ибо есть твое

живущеє слово. Есть почитания и увековечения.

Тамара Мороз «Стрелец»



Творчество Григория Косынки (настоящая фамилия - Стрелец) возвращается к нам с порога смерти. Жизнь писателя оборвалась трагически: он был казнен по ложному обвинению в принадлежности к группе террористов. И настоящей причиной гибели был его писательский талант, его произведения, в которых он не идеализировал большевистские будни, а правдиво рассказал о жизни Украины после 1917 года.

Григорий Косынка оставил нам небольшое наследство: прозаические произведения, написанные в основном в жанре новеллы. Его называли, как и Василия» Стефаника, мастером украинской новеллы, продолжателем лучших традиций классической новеллы. Тонкий психолог, жизнелюб, людинолюб, он был писателем самобытного характера, особенно ярко вспыхнул в последние дни октября 1919 года, когда одна за другой были написаны и опубликованы четыре его новеллы: «В доме Штурмы», «Сходка», «ни свет ни заря», «На золотых богов».

Когда начиналась творчество Григория Косынки, повсюду гремели пушки и в землю ложились лишь первые зерна нового, советского жизни.

Нелегко было судить за теми первыми зернами о качестве будущих всходов. Ведь перед глазами все время всплывали такие картины, от которых и душа терпла, и в голове туманилось. Вот строки из новеллы «Троєкутний бой»:

«На улице кусок человеческого мяса и две небольшие лужи крови.

-Шагом - марш!

Кто-то улыбнулся, и кусок мяса, как старая подошва, посыпанный серой пылью, улетел в колею.

-Вон украинский флаг! Немецкая выдумка!

-Российская добровольная.

-Не надо нам царского флага!

-Рви его, черная сотня...»

Довольно метко про этот период сказал П. Г. Тычина:

...были такие, что убегали

В пещеры, озера, леса.-

Что ты за сила еси? - спрашивали...

Г. Косынка не убегал. Разбуженный революцией, он впитывал каждый мент быстротекущей действительности и творил ее портрет. Из-под пера писателя появляются все новые и новые новеллы. Взволнованные, напряженные и трепетные, как сама жизнь.

Настоящее признание к писателю пришло в 1922 году, когда увидела свет первая книга новелл «На золотых богов». Произведения, вошедшие в книгу, неодинаковы по своей художественно-тематической стоимостью. Настоящими шедеврами литературная критика назвала три новеллы: «На золотых богов». «В доме Штурмы», «Сходка». В них слышен плач и сетования на судьбу: они полны движения к красной тропы революции и борьбы «за кровь братьев и нашу волю», за погорелые деревни и наделенную революцией землю.

Книга «На золотых богов» - яркий образец импрессионистским И произведений. В них нет сюжета, рассказ - фрагментальна: композиция отсутствует четко выраженная игра цветов (в основном красного и черного).

Косынка всегда стремился к неповторимости. О его старания не дублировать себя, а показывать все разнообразие послереволюционного жизни, человеческих взаимоотношений и характеров свидетельствует произведение «Мать». Главное действующее лицо новеллы - крестьянский сын Андрей, но центральной фигурой, которая поднимается, действительно возвышается над произведением, является его безымянная мать. ее образ воспринимается через призму чувств Андрея как символ материнства, олицетворение всех человеческих страданий, больше всего которых всегда выпадало на долю матерей. Об этом напишет позже в своем «Дневнике» второй непревзойденный мастер украинской литературы В. Довженко.

В 1926 Г. Косынка опубликовал новеллу «Политика». Она была этапной в творчестве писателя второй половины XIX века и выделялась среди других новелл глубинным осмыслением революционной действительности, показателем духовного роста человека. Мусий Швачка - заядлый организатор политической жизни на селе. Он принципиальный, ненавидит кулачество. Писатель достаточно убедительно показывает психологическую мотивацию его связей с народом. Он верит народа и хочет ему помочь. В столкновении с богачами Мусий не растерялся, не уступил никаким убеждениям. Враги ухватились за ножи, он вынул браунинг... Пролилась кровь. В основе новеллы «Политика» - земля. Григорий Косынка в художественном анализе внутреннего переживания проблемы земли своими героями не допускает никаких компромиссов.

Для создания правдивого образа новеллист проникает в душу человека, его психологию (новелла «Помолвку»). На последнем этапе творчества драматическое напряжение достигает за счет драматизации внутренней жизни героя. Чувствуется, что в свои последние годы писатель дошел «своего роста и силы» и «увидел ясное вдали» не только общественного развития, но и художественного творчества в целом.

Работал на литературном поприще Г. Косынка неполных 15 лет и оставил нам художественно весомую новелістичну наследство. Его новеллы - небольшие эпизоды, выхваченные из жизни села. Яркие, выразительные, весомые. Писатель там строит рассказ, что не только видишь, но и слышишь усе. что происходит вокруг. Отражение не преходящих фактов и впечатлений, а лишь того, что действительно является событием, углубленный психологизм в раскрытии характеров и сильный эмоциональный подтекст, что корнями достигал в фольклорный почве - вот самые яркие черты произведений Г. Косынки - выдающегося новеллиста новейшей украинской литературы.