12 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Художественное осмысление Чернобыльской трагедии в произведениях украинских писателей
Первый удар на себя,
Первый огонь на себя,
Так отчаянном Данко
Людям отдал свое сердце.
С атомом стать к бою -
С смертоносным пламенем,
И заслонить собой
Мир, что малый и взрослый.
М. Сингаевский
Сначала появляется зарево. Она растет, разгорается, и вот уже ослепительно-белая лавина катится к городу. Огонь охватывает дома, улицы, загораются автомобили. Деревья почему-то занимаются быстро, как свечи, хотя сейчас разгар весны... Огненная лавина катится городом. Остается лишь потрескавшаяся, словно в морщинах, земля. Кошмар это произошло 26 апреля 1986 года, когда на Чернобыльской АЭС взорвался четвертый блок. Эта трагедия потрясла весь мир. На всей планете не было равнодушных до этого печального события, она взволновала всех, отозвалась болью в сердцах миллионов. едут грузовики, идет помощь в Чернобыль, Припять. Отважными и героями, как известно, не рождаются, ими становятся. Некоторые пожарные выходили на крышу энергоблока повторно. Все они знали, что борются с огнем в условиях опасности, но никто поста не покидал и продолжал бой. На пятый час утра пожар был ликвидирован ценой жизни отважных и бессмертных. Чернобыль стал зловещим знаком щонайсильніших саморазрушительных действий человека, самой драматической поражением в ее таком неразумном противоборстве с природой. Появившись под знаком библейской «звезды Полынь», тот черный Чернобыль стал если не расплатой, то самым серьезным предостережением нашему варварству и легкомыслия.
На эту страшную трагедию откликнулись в прессе писатели А. Гончар, Б. Олейник, И. Драч. Поэзия не молчала. Почти одновременно появились поэмы Л.Горлача, С. Йовенко, Бы. Олейника, И. Драча. Чернобыльская трагедия. Этим все сказано. Гудит набат тревоги, набат - вестник беды, но он не похоронный звон, а призыв к действию, самоотверженной, спасительной. Зов решительный. Испокон веков велось: заслышав набат, все - и старые, и молодые - бросали все и шли защищать отчий край. Живы - отзовитесь!
И откликнулись. Тема Чернобыльской трагедии нашла отражение в творчестве многих, вот они: В. Яворивский «Мария с полынью в конце века», Ю. Щербак документальная повесть «Чернобыль», Д. Павлычко поэзия «Листок», Бы. Олейник поэма «Семь», Г. Луков поэма «Боль и память», Г. Сингаевский «Обожженная мужество», Л. Горлач поэма «Зона», С. Йовенко поэма «Взрыв», И. Драч «Чернобыльская мадонна».
Реалист и романтик, едко ироничный и трепетно нежный, одно слово, Драч, какой он есть, создавая чрезвычайно своеобразную поэму «Чернобыльская мадонна», сверялся, по его определению, с художественными критериями мирового уровня - «от Рублева до Леонардо да Винчи». Пролог к поэме полон тревоги, отчаяния и даже гнева, и найти слова, чтобы хоть немного воссоздать эмоциональное потрясение, порожденное Чернобылем, действительно, очень трудно:
Я завидую всем, у кого есть слова.
Нет у меня слов.
Расстреляны к слову
Молчание тяжело душу залива.
Ословленість глупая и случайная.
Для Драча поиски слов - это прежде всего поиски ответа на вопрос: что делать?, кто виноват? Поэт рассказывает о чернобыльские события сквозь призму идеи жизни, что до недавнего времени воспринималось, как вечное и неистребимое, а сегодня подвергается реальной угрозе уничтожения. В центре повествования-боли судьба женщины-матери, и освещает автор эту классическую гуманистическую тему действительно своеобразно, даже неожиданно. Взволнован, аж отчаянный, тон пролога меняется незатейливой разговорной интонацией солдат строительного батальона, но то, о чем рассказывает он, не укладывается в рамки здравого смысла. Сюжет действительно фантастический: каждое утро на песчаных дюнах строители видят следы босых ног, ведущие к четвертому блоку. Поиски, выслеживание не дали никаких результатов.
Вот проявление неуверенная какая!
Может, мать шла в саркофаг?
До Валерия Ходемчука?
«Крещатицкая мадонна», которая несет в руках «сплетенное ничто...» - не является ли она символом человечества, которое подписало себе смертный приговор?
Поэма имеет два четко выраженных планы. Первый - состоит из ряда портретных этюдов, созданных под непосредственным впечатлением от увиденного воочию. Это «Старая бабушка в целлофане», тайком выпасает в зоне корову - зрелище смешное и слишком страшно, «знак человеческой незащищенности, бездуму. Ескортована под руки из пораженного оберега старая женщина целует цветок «прямо в стронций» - ничто не может отделить ее от земли, отпугнуть, даже смерть. Она единственная с землей, живет только с ней, а нет - умирает. Это и имитатор воинственной порядочности, великий ученый, высокий руководитель, который мало думал о людях, вгоняя атомный гигант в родниковое сердце Приднепровья. Это - солдат и генерал, трактористка, грубоватая, произведенная фигура которой согрета юмором. Это - полусумасшедших иметь на Крещатике, потрясенный трагедией физик. Второй план - это лирико-философские раздумья поэта, который в творческих муках ищет достоверных красок, равновеликих трагедии. И. Драч обвиняет, осуждает, призывает содрать с души лед равнодушия, безответственности, халатности, цинизма:
Пучками голыми
С души сдираю лед...
Как ранит пучки или...
Как душу тяжело ранит...
Автор призывает всех к самооценке, к этому призывает всех, не только ученых:
Хоть предостережение я несу горку,
Не каменую Честный Храм Науки...
Умоляет поэт: хоть сейчас не проявлять спешки, когда он уже привел в таких мучительных ошибок и просчетов. Блестящий финал поэмы. Драч - беспощадный и суровый, он не ищет оптимистичных альтернатив, не пытается «подсластить» жестокую правду и очевидное:
Кто же там, седой, посмеет занимать?
Соль познания - это плод раскаяния...
Несет седая чернобыльская мать
Эту планету... Это больное дитя!..
Год - мгновение в истории человечества, год не очень большой срок в жизни любого человека. Но за такой год, чернобыльский, мы стремительно повзрослели, повзрослели на целую эпоху, мы стали требовательнее к самим себе, к тем, в чьих руках человеческое существование и судьба природы. К сожалению, жизнь показывает, что психология человека перестраивается ли не медленнее, что сердечность - это гораздо стабильнее состояние, чем тревога и беспокойство. Именно эти непреодолимые стены штурмует своей поэмой И. Драч. Нам, жителям Украины, с высоты шестнадцати-летия Чернобыльской трагедии предстоит стремиться, чтобы подобное бедствие не постигло нас больше никогда, чтобы это страшное событие была последней в нашей жизни, пусть чернобыльским колоколом памяти відлунюється в сердце каждого.
|
|