Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ТАРАС ШЕВЧЕНКО
«СОН» Т. ШЕВЧЕНКО - ПЕРВАЯ В УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОЭМА

Когда на с приговором, который вынесли Т. Шевченко за участие в Кирилло-Мефодиевском братстве, царь написал «С запретом писать и рисовать», это означало, что именно протицарські поэзии прежде всего были причиной сурового (по сравнению с другими членами общества) наказание поэта. Ведь именно на собрании братства читал Шевченко свои произведения антиимперского толка. Одним из таких произведений была поэма «Сон», написанная в 1844 г.

Назвав свою поэму «комедией», Шевченко, очевидно, имел в виду, во-первых, сатирическое отражение действительности в своем произведении, а во-вторых, то, что в нем, как в «Божественной комедии» Данте, речь пойдет об ад - только не небесное, а земное. Шевченко хорошо знал произведения этого выдающегося итальянского поэта-гуманиста (1265-1321), который от 1302 г. до смерти был политическим изгнанником. В письме к А.Толстої Т. Шевченко писал: «Данте Алигьери был изгнан с родины, но ему не запрещали писать, а я был несчастнее флорентийского изгнанника».

Выбрав своеобразную структуру произведения, которая состоит из вводной части и трех картин сна, в которых автор «пролетает» над Украиной, Сибирью и Петербургом, Шевченко пытался всесторонне обрисовать общественно-политическую жизнь николаевской России первой половины XIX в. Как гласит эпиграф, поэт поставил перед собой задачу раскрыть людям истину, сказать правду о государстве зла и насилия.

В начале первой части произведения автор рисует прекрасную картину украинской природы (поет «соловей в темном рощи», «тихо ветер веет», «степи, поля мечтают», «сады обильные»), но резким контрастом этому выступают картины ужасного положения народа, о которых упоминает Шевченко, называя Украину «бесталанный вдовой». Суровыми красками рисует поэт картины издевательства помещиков над крестьянами. В этом раю «латаную свитину с калеки снимают», беззащитную вдову распинают за то, что не платит налога, а единственного сына, вопреки закону, отдают в солдаты. Ужасная картина - опухла ребенок, который умирает под забором, тогда как мать на барщине. Еще одно проявление деспотизма и несправедливости - покрытка с байстрям. Рисуя эти картины, поэт не остается пассивным наблюдателем. Страдая вместе со своим народом, Шевченко спрашивает: «долго еще на семь мире палачам господствовать?» В этом вопросе и боль души поэта, и грозное предостережение, и призыв к борьбе за свободу.

Уставшая душа поэта требует отдыха. И поэтому он стремится найти страну, где земля не полита сльозьми, кровью». Поиски такой земли в второй картине сна приводят его в далекую Сибирь, но^и там перед глазами предстают не менее ужасные картины страждущего существование каторжников, среди которых «в кандалы одет», «штемпом увенчанный» «царь свободы», то есть политический заключенный, борец против насилия и зла, за волю и свободу обездоленных.

Поэт с надеждой обращается к нему с вопросом, он позаботился о том, чтобы передать идеи освободительной борьбы грядущим поколениям:

А где же твои думы, рожевії цветы.

Доглядані. смеле, взлелеянные дети?

Кому ты их, дружище, кому передал?

Или, может, навеки в сердце похоронил?

В не прячь, брат! россыпь их, разбросай!

Взойдут и будут расти, и в люди выйдут!

Впечатляюще описана жизнь царского двора и вельможного панства в Петербурге (III картина сна). В столице проходит парад, и перед нами появляются царь и царица:

...вот и сам,

Высокий, сердитый,

Выступает, обок его

Царица племянница,

Языков засушенный опенок.

Тонкая, длинноногая,

Да еще на беду, сердешне,

Хита головой...

Поэт не жалеет сатирических красок, изображая подданных царя во дворце. Рисуя их портреты, он использует сравнения («словно кабаны откормленные») и эпитеты («мордастые», «пузатые»). Шевченко понимает и их внутреннюю суть: они «блюдолизы», карьеристы, потому что «толпятся, чтобы ближе стать круг самих». Сколько сарказма в Его словах, которые передают желание придворных: «Может, дулю дать благоволят». Перед читателем предстает картина царского мордобития, которая является кульминацией сатирической поэмы. Бить начинает царь, а продолжают вельможи от самых высоких до самых низких рангов.

Среди сторонников царя встречает поэт и «землячка» - бывшего украинца, который выбился в русские и в господа. Это символ переродженця, манкурта, который вызывает отвращение и сочувствие.

Поэт подводит читателя к выводу, что не может быть порядка в государстве, если руководят им такие ничтожные иуды. Вспоминая историческое прошлое, Шевченко обращает внимание на то, какую роль сыграли русские цари в судьбе украинского народа. Известный памятник не вызывает у него восхищение. Петр, по словам поэта, «распинал нашу Украину», а царица Екатерина «доконала вдову-сиротину». Тем самым поэт напоминает, что эти цари разрушили Запорожскую Сечь, ввели крепостное право. Они уничтожили сотни тысяч украинцев на строительстве Петербурга. За все это поэт называет Петра И «палачом», «людоедом», «проклятым», «плохим».

Т. Шевченко в своем произведении не только изображает уголовный деспотизма, но и задумывается над тем, как можно изменить жестокий и несправедливый строй. В последней части поэмы возникает гротескная, фантастическая картина превращения медведя в жалкое котенок, хищник превращается в «мишку»:

Где же делась

Медвежья натура?

Словно котенок, такой чудной.

Царь кажется сильным до тех пор, пока у него есть верноподданные. Без них самодержавець оказывается бессильным и беспомощным. То есть деспотизм является порождением самодержавно-крепостнического строя, против которого надо бороться.

Характерной особенностью поэмы является богатство народной сатиры: сказки, пословицы, остроумные анекдоты («Царь цвенькає, а чудо-царица, языков и цапля между птицами, скачет, бодрится»).

Составной частью сатирических средств поэмы является ирония (например, во вступлении ироничное «у всякого своя доля», «тихий и трезвый»).

Высмеивая мир насилия и зла, автор часто прибегает к острой, злой насмешки. Поэтому ирония и сатира в поэме перерастают в сарказм (вспомним картину царского мордобития). Для изображения царя используется аллегорическая форма (преобразование страшного хищника в бессильный и смешной котенок), что помогает в создании сатирического символа оманливості царского могущества.

В произведении нет основных признаков драматического жанра (диалоги, ремарки, авторский голос). Зато здесь видим элементы эпоса (перевод сна) и лирики (сон передается от имени лирического героя). Итак, основными признаками жанра - это лиро-эпическое произведение, а именно: поэма. Если же принять во внимание социально-политическую направленность произведения (разоблачение общественного строя Российской империи), то имеем образец политической сатиры.

Отсюда и общепринятое определение жанра шевченковского произведения как политической поэмы - первой в украинской литературе.