Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Краткое изложение произведения

ЭМИГРАЦИОННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ТОДОСЬ ОСЬМАЧКА
Старший боярин

В июне 1912 года Гордом Лундик приехал из Черкасской учительской семинарии в село Терновку к своей тетки Аграфены, которая заменила ему родителей, которых он рано потерял. Получить образование ему помог местный священник Дмитрий Діяковський, учитывая успехи способного ученика в земской школе. В его чемодане лежала удостоверение о том, что Лундик имеет право преподавать в народных школах.

Усадьба в Горпины Корецкой, как и все дворы украинских крестьян, охоплювалася садиком. Гордей поужинал и пошел спать в сарай на сено, а рассказ решил отложить на утро, потому что тетю ждало мукаюче и хрюкаюче хозяйство.

Юноше не спалось. Вспоминал обучения, смотрел на звездное небо и думал о том, какая все-таки маленькая, одинокая во Вселенной. Захотелось родной души рядом. Вдруг услышал пение и пошел на этот голос через овраг к попового двора. Там увидел женщину в одной рубашке, с распущенной косой. Она шла, а услышав за собой шаги, ускорила хода. Забежала на двор, спустилась по лестнице на крышу и исчезла в проеме. Юноша бросился к закрытой двери. Вдруг из-за угла вышла девушка. Он попросил подержать ее руку, чтобы убедиться, что это не призрак. Когда незнакомка нерешительно протянула руку, Гордей почувствовал ее тепло, притащил ее к себе и начал целовать, удивляясь тому чувству, что зарождалось в нем. Девушка крикнула ему «Бешеный!» и вырвалась.

Утром Гордей начал расспрашивать тетю о страшном пение ночью возле поповского двора. И рассказала печальную историю про страшного деда Маркуру Пупаня, который сатанинскими чарами сводил женщин с ума и лишал их жизни.

Следующего солнечного дня Гордей пришел на огород, расположенный на берегу реки Тясмин, окучивать картофель. На пути парень увидел бричку, в которой сидели дед Тыкву и молодая панна. Девушка остановилась и спросила, не он ли Гордом Лундик. Она вспомнила об их неожиданное знакомство ночью, пригласила парня быть старшим шафером ее жениха на свадьбе и повезла знакомить с ним. Дорогой Гордей объяснился ей в любви и попытался поцеловать. Варя ударила его кнутовищем кнута, и они выпали из брички. Дальше поехала сама, пригласив Гордея к священнику на завтра в 12 дня. Предыдущая ночное приключение не давала покоя парню. Ночью он пошел к священнического двора, но, увидев в окне церковной бане странную босую девушку в одной рубашке, поскорей вернулся.

Отец панны Варки, отец Дмитрий Діяковський, после окончания Киевской духовной семинарии женился на красивой певицей церковного хора и стал священником в селе Терновке. Завел образцовое хозяйство, посадил большой фруктовый сад, удерживал лучшую в окрестности амбулаторию, давал деньги на обучение талантливым детям, заботился о стариках, привлекал крестьян к украинской культуре. За это его ненавидели местные помещики, чиновники и попы. Народ избрал в российской Государственной Думы отца Дмитрия.

Когда о. Діяковський получил известие о смерти жены, то вернулся из Петербурга, бросил все свои дела, раздал добро, начал пить и по ночам куда-то исчезать. Пошли слухи, что ночью Діяковський гоняется за марой Маркури Пупаня. Лишь когда местный богач Харлампий Пронь захотел жениться с Варей, батюшка будто немного пришел в себя, прекратил пьянствовать и исчезать ночью.

Гордей пришел к священнику, как просила Варка, в 12-й. Хотел из уважения поцеловать руку, но тот не дал, сказав, что не стоит ломать своих атеистических убеждений даже из уважения. Дальше они говорили о литературе, о произведениях В. Винниченко, о судьбе Украины. В разговор включился Пронь, показал пистолет и сказал, что будет стрелять, как и помещики в России, в каждого, кто потянется к его земле. Гордей не вытерпел и ударил жениха Варки, тот крикнул ему стать на колени, иначе застрелит. Гордей, хоть ему хотелось вскочить, побежать, равнодушно отвернулся от опасности, а Варка выбила пистолет. Отец Дмитрий сказал Проневі, чтобы тот больше не приходил к ним.

Вернувшись домой, Гордей ничего не сказал тете о стычке с Харлампієм Пронем. И рассказала ему свой страшный сон, когда ей приснился Маркуром Пупань, который обещал «довести ее до конца» (а он действительно в молодости приставал к ней, но женщина чудом спаслась!). Лундик собрал вещи и пошел в соседнее село к своему товарищу, который заведовал школой и обещал устроить его на работу.

В сумерках тетя Аграфена увидела, как к дому действительно подъехал черный всадник. Когда нападающие, которые искали Гордия, залезли в дом, то увидели, что тетя умерла со страха. Пронь с приятелем еще и повесили ее и поехали сообщать приставу, что Лундик убил свою тетю, украл деньги и убежал. На следующий день в доме священника знали о том, что Лундика разыскивают как убийцу.

Служанка Дунька обвиняет Варку в «відьмацтві». И вынуждена была рассказать: гадалка сказала ей, что девушка не будет счастья, пока ее покойная мать будет вставать из того мира, выходить на берег и петь ночью. Надо, чтобы кто-то спел эту песню и вернулся той тропой, что летают ведьмы. Поэтому Варка и решила все сделать сама, а во время этого действия ее и застал Гордей.

Отец Дмитрий с дочкой собрали необходимые вещи и ночью куда-то уехали, позволив Дуньці и деду Тыквенные взять себе несколько.

Остальное разобрали крестьяне. Так исчезла усадьба священника, и подобных ей не было уже во всей Украине.

Во вторник вечером Гордея Лундика вели в какие-то новочасні катакомбы. Открылась дверь - и его завели в большую комнату. Там сидел господин Підотаманчий. Крестьянин, который привел Гордия, сказал, что поймал того в лесу, подумал, не підглядач, поэтому решил привести к атаману.

В это время писарь Петр Пахомович зачитывал Мелеті Сверделецю Устав и корил, что тот его не придерживается. В уставе было: «Принимая к сердцу судьбу родного народа так, как вежливый, и внимательный, и умный сын судьбу своей матери, который не забывает ни на миг, что она дается Богом в жизни только раз, мы основали братство под названием «Первый курень свободных украинцев» для того, чтобы в самом зародыше вырвать в столыпинской реформы жало, направленное прямо в сердце самостоятельности нашей родины. Повинность каждого члена есть безусловное послушания старшины этого братства, которое правує свою деятельность на то, чтобы у российского поміщицтва на нашей земле отнимать силой деньги и передавать их обезземеленим крестьянам, превращая все население в маєтне. Практически этот процесс должен происходить таким образом: в каждой экономии или на ферме мы должны иметь тайного члена, который будет следить за рабочими и в работе, и в быту, и, заметив, что какой-то работает не для пропоя или гулянки, а для того, чтобы выбиться из нищеты, то ему наше братство дает незаметно для других деньги в размере от 500 до 1000 рублей и портрет украинского деятеля культуры или политики с тем, чтобы крестьянин немедленно покупал дом и кусок поля или древесные на строительство и Почва для хозяйства. Построив себе жилище, он, как примету своего счастья на всю жизнь, должен держать в господе данный портрет». Мелета, давая деньги крестьянам, говорил, что то от Боге, и не советовал вешать в доме портреты великих украинцев, потому что все, по его мнению, арестанты, как, например, Т. Шевченко. Писец от такого заявления вскипел, Мелета схватил его и ударил о землю, а атаман подскочил и убил предателя.

Члены братства решают переехать в другое место, в Волынские леса. Но перед тем хотят забрать 20 тысяч рублей в Проня, с которым был связан Мелета. Гордей встречает среди братьев отца Дмитрия. Спрашивает у него о дочери, а тот отвечает, что она в Лебе-динському монастыре.

 

Когда отбирали деньги у Проня, то Лундик смертельно того пора нив. Перед смертью Пронь сказал, что это они довели тетку Горпину к смерти, но свидетелей нет, поэтому на Гордієві всегда останется печать убийцы. И Варя тоже сказала, что не поедет с убийцей.

Вечером приехал в Гордом теткиного хутора, чтобы отдать последнюю дань уважения погибшей. Неожиданно к нему подходит в монашеской рясе Варка.

Барышня предложила парню пойти с ней на Полтавщину к подруге и там устроиться на работу. Но у нее было условие: переодеться в крестьянскую одежду и обвенчаться с ней. Гордей с радостью согласился. И они ушли, отдав тітчине имущество соседке.

Прошло время, и все то прошло, забылось, никто уже и не вспомнит ни о братстве, ни о его славных атаманов.

 

Комментарий

Повесть «Старший боярин» - модерністична повествование-размышление об Украине и украинцев в XX в. В ней есть автобиографические мотивы, имеющиеся экспрессия, символика, психологизм. Известный литературовед Ю. Шорох писал: «человек Имеет в Осьмачки силу, что способна преодолеть одиночество и загубленість свою в космосе. Эта сила - чувство любви, что соединяет души и тела... Мнением мы принимаем и меряем мир. Чувствами меняем его. Это наше чутье окрашивает мир, заставляет его сиять осколками ясности или тьмаритися в пелене тумана». Произведение впервые вышел в 1946 году в Германии в издательстве «Прометей». Он получил первую премию на конкурсе «Украинского издательства».

ТОДОСЬ (Феодосий) ОСЬМАЧКА

(1895-1962)

 

Родился будущий писатель в с. Куцівка тогдашнего Черкасского уезда Киевской губернии в семье крестьянина. После окончания школы работал писарем, в 1915 году сдал экстерном экзамен на звание земского учителя, а через год мобилизован в армию. По болезни был освобожден, вернулся домой, стал преподавать, заниматься общественной работой в «Просвете» в шалаше «Черных запорожцев» армии УНР.

В 1921 году Т. Осьмачка поступил в Киевский институт народного образования. В следующем году женился, но семейная жизнь у него не сложилась. Обучение из-за материальных трудностей пришлось оставить и устроиться работать учителем в г. Киеве. Принадлежал как писатель в литературной группы «Звено», затем - МАРС. В начале 30-х годов уехал работать на Кубань. Выражая свое несогласие с национальной политикой советской власти и невозможностью свободно творить, Осьмачка решился на невиданный шаг - подал официальное заявление с просьбой разрешить выехать за границу. Вместо разрешения его арестовали, поместили в психиатрическую больницу. Несколько раз его отпускали и снова забирали. Во время войны и немецкой оккупации жил зиму в родных Черкасской области, затем переехал во Львов, в 1944 году эмигрировал на Запад. Сначала были лагеря для перемещенных лиц (Ди-Пи), где писатель принимал участие в деятельности МУРу (Художественного Украинского Движения). Пребывание в тюрьмах и психиатрических больницах подорвало здоровье поэта, у него появилась мания преследования, поэтому переехал в США, затем в Канаду, снова в США, наконец, в Испании и Германии. Заболел в странствиях, его увезли в Америку, там и закончился его жизненный путь.

Творчество Осьмачки отмечена влиянием символизма и экспрессионизма. Ему принадлежат поэтические сборники «Утес», «Скифские огне», «Клекот», «Современникам», «Кисти времени», стихотворный роман «Поэт», прозаические произведения «Старший боярин», «План до двору», «Ротонда человекоубийц».