Предсказания в литературе - осуществление прогностической функции художественного творчества. Примеры предсказания художниками будущих событий, открытий или тенденций развития (от сапог-скороходов до скоростных поездов), которые берутся из фольклора, приключенческо-фантастической, аналитико-реалистической литературы, свидетельствуют лишь о том, что в художньообразному мышлении писателей так или иначе отражается способность человека выходить хотя бы в мечтах за пределы видимого. Познание неотделимо от интуитивного озарения и мечты, аналитическая скрупулезность не убивает предчувствие неизвестного - все это питает творчество, которое сонастройки духовные силы авторов и читателей. Исследовательница прогностических возможностей искусства К.Шудря считает, что "и эвристическая и прогностическая функции искусства органически связаны с его эстетической основой. Художественное творчество не смогла бы решать эвристически-побудительных и прогностических задач, если бы не опиралась на эстетические возможности искусства, на его способность заинтересовывать людей творческой деятельности по законам красоты, развивать избирательность эстетического вкуса и чувства, формировать эстетический идеал". Одна из форм 3. - сновидения, которые достаточно часто используются в художественной литературе: "Сон" ("На барщине пшеницу жала") Т.шевченко, "Каменщики" И.франко, "Сон" Панаса Мирного и др. Однако прогностические способности не всегда находят адекватное трактовка в той среде, в которой они проявляются, и порой, приобретают драматический, а то и трагического характера, как это раскрыто в драматической поэме Леси Украинки "Кассандра".
|
|