Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ
Урок этики для современников и потомков (по роману Ивана Нечуя-Левицкого «Князь Иеремия Вишневецкий»)

История Украины для Нечуя-Левицкого оставалась неиссякаемым источником размышлений и творческих поисков, он считал крайне необходимым развивать национальное самосознание, был убежден, что именно художественные произведения на тему исторического прошлого способны вызвать живую заинтересованность широких слоев украинского народа к своему прошлому.

Однако, описывая образы исторических лиц, писатель не склонен к их идеализации: авторская мысль стремится осмыслить соотнесенность конкретных поступков героев с их значением для других людей. Эта позиция очень отчетливо прослеживается в историческом романе «Князь Иеремия Вишневецкий». Нечуй-Левицкий, создавая образ главного героя, сердцем и умом чувствовал ничтожную сущность существования этого человека, который, не восприняв культурных и духовных традиций собственного народа, до самой смерти была его палачом, бессердечным мучителем Украины. По моему мнению, именно на чувстве ответственности перед своими соотечественниками делает основной упор писатель.

В центре произведения - исторические события середины XVII века, когда еще мощная речь Посполитая, распространяя социальный и национально-религиозный гнет на восточных окраинах, прежде всего на Украине, влекла там решительное сопротивление народных масс. На фоне этих исторических событий мы видим постепенное вхождение внука знаменитого Байды-Вишневецкого в великосвітське круг и далее непосредственное его войну с «сіромою» и казацкими повстанцами, что воспринимается им как возможность утвердить себя на важных ролях в Польском государстве.

Уже на первых страницах произведения юный Иеремия предстает эгоистичным, честолюбивым и користолюбною человеком: «Моя гетманская булава - то земли безмерные, множество денег, войско...» Все время чувствуется его пренебрежение к простому народу, к казацких законов: «Украина с гетманством, с казаками мне не приходится по нраву...» Даже в выборе будущей жены Гризельди Замойской Вишневецкий руководствуется мнением, насколько такой брак будет способствовать его славе.

Но, стремясь к безраздельной власти над людьми, постоянно доказывая право на это обогащение деспотией, герой повести не получил ожидаемой славы и не мог стать душевно щедрым или хотя бы душевно спокойным: его жизнь и талант, его огромная энергия были посвящены фальшивой идеи. Так Нечуй-Левицкий подводит нас к пониманию внутренней драмы Вишневецкого. Для самого Иеремии эта драма состоит в том, что он стал, как мечталось, королем.

Я же вижу трагедию Вишневецкого в пренебрежении славных традиций отцов, что сделало из него человека без моральных принципов, без чувства патриотизма, циничную и наглую. Начинаешь понимать, как это страшно, когда такой человек имеет, кроме богатства, еще и власть!.. Вся дальнейшая история доказывала нам это не один раз.

Пренебрежение и презрение вызывает этот жалкий, ничтожный и бессильный в своей ярости людоненависник, когда забеспокоился, узнав, что войско Богдана Хмельницкого и Максима Кривоноса «приняло преимущество», народ встал против своих угнетателей: «Что же теперь произойдет с Польшей, с Украиной? Неужели пропали навеки все мои владения, моя дорогая Лубенщина, мой цветок, мой перл дорогой и любимый! Неужели пропала Вишневеччина? Неужели пропадет и барщина и холопы будут свободные? Шляхту истоптали в грязь, в грязь! И кто испробовал? Мои замучены враги, казаки и мои панщанники - холопы. Какой стыд!..».

В этом монологе - суть естества Вишневецкого. Мне кажется, это выразительное место в повести, ибо в нем - и самохарактеристика. А еще - действительно стыд. Только этот стыд, что созрело в моей душе, - другого качества. Хоть я и понимаю, что историю не переписать, в ней были страницы низкого морального поведения со стороны украинцев, но потомок воспетого народом славного Байды и митрополита Петра Могилы не имел права позволить себе предательское жизни. Поэтому он и не имеет права называться сыном Украины, потому что ничего, кроме презрения и стыда, по себе в памяти не оставляет. И в этом - бесценный урок нравственности, что дает нам в своем романе И. С. Нечуй-Левицкий.