Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ИВАН КОЧЕРГА
Моральные ценности, идеалы наших предков (по драме И. Кочерги «Ярослав Мудрый»)

Сегодняшняя независимое Украинское государство появилось не на голом месте. Долгий и тернистый путь прошел наш народ, пока сбросил оковы ненавистного ига. А ведущей звездой на этом пути сияла ему гордая Киевская Русь - творение Владимира и Ярослава. Память о ней убеждала наших предков в том, что их усилия не пропадут зря, что мы, украинцы, способны сами быть хозяевами в своем доме, а всем пришельцам - нельзя!
Формирование государственнической традиции стало главной задачей всех сознательных украинцев. Среди них - имя И. А. Кочерги, творчество которого не давала погаснуть огоньку этой традиции во времена сталинского мрака, а после окончания Второй мировой войны заиграла ей осанну прекрасной драматической поэмой «Ярослав Мудрый».
На первый взгляд, даже немного странно, что тогда могла появиться пьеса, в которой прославляется киевский князь, где подчеркнуто, что именно на берегах Днепра-Славуты утвердилась могучее государство, где строятся церковные храмы, а среди них - София, где полноправными героями - ученые монахи со Святым
письмом на руках.
Однако не следует удивляться. Мобилизуя на борьбу с фашизмом все возможные ресурсы человеческого духа, Сталин был согласен закрыть глаза даже на то, что патриотизм, освященный веками, - сила, мощнее советский
пафос.
Все нити действия в пьесе ведут к ее центральной фигуры. Ярослав - мудрый державобудівник. Этой задаче он подчинил свои думы и поступки. Особенно наглядно шкала ценностей князя оказывается в ситуациях выбора.
Когда встает дилемма: послать Елизавету вместе с Гарольдом в Норвегии или оставить молодоженов у себя, - Ярослав долго взвешивает. И приходит к выводу: такой сильный варяг, как Гарольд, в Киеве будет опорой другим варягам, а это - угроза государству, ибо варяги хотят «вновь исландскую сестру на тихую Русь, как древле, опустит». Поэтому князь прощается с любимой дочерью, которая вскоре умрет на чужбине от тоски по родному краю.
Даже жену Ингигерде, которая оказывается замешанной в варяжских интригах, князь готов отправить в монастырь. Не щадит он тех, кто не оправдал доверия. Поэтому лишает власти в Новгороде Інгігердиного свояка Ульфа, который потерял рать и славы не снискал.
«Русь понад усе!» - любил говорить князь. Эта его твердость в отстаивании главной моральной ценности (ведь когда не будет государства - тогда пошатнутся и все другие идеалы) - захватывает героев пьесы, передается им. Лучше всего это проиллюстрировать ситуацией выбора.
Монах Никита, сын новгородськогсГпосадника Константина, несправедливо (бывало и такое) наказанного Ярославом, прибыл в Киев, чтобы по-мстить князю за отца. Однако он видит, каким нужным и незаменимым для Руси Ярослав - и меняет свое решение. Никита не подвергается провокационным уговорам новгородских мужей Ратибора и Давида, идет в княжескую дружину и погибает за державу.
За нее же отдает жизнь под ножом врага Милуша, а ее возлюбленный Журейко скачет в степи, чтобы расширять на юг границы государства.
Вечно сокрушаться Журейко за милой. Любовь и верность - непреходящие ценности, восхвалены в пьесе. Героический Харальд с мечом в руке обходил далекие страны, чтобы славой получить право на руку Ярославової дочери. Но не золота и даров хочет Елизавета себе как брачный подарок - поэтическое слово, только рожу или тюльпан из могилы певца Иоанна. Вот где настоящие ценности - поэтическое слово, вдохновленная Богом мудрость - София!
Ярослав не жалеет ради Псалтири - книги - ста золотых гривен. А за них можно было купить целую деревню. Он собирает библиотеку, которая, к сожалению, со временем сгорит в пожарище монгольского нашествия, и для этого удерживает при себе монахов-переписчиков. Один из них, Сильвестр, постоянно помогает князю советами. И сам правитель никогда не забывает о Боге. Так сливаются идеалы государственный и христианский. Своим могуществом Киевская Русь обязана в большой степени Христовой вере. Поэтому закончить хочется словами, в которых Ярослав словно заключает моральные ценности и идеалы наших предков:
 
... В моих руках вся Русская держава
Вновь собранная, единственная и прочная.
Она стоит, словно праздника стена,
Как защита всех народов христианских,
И всех сокровищ ученой возрастных...