Сегодняшняя независимое Украинское государство появилось не на голом месте. Долгий и тернистый путь прошел наш народ, пока сбросил оковы ненавистного ига. А ведущей звездой на этом пути сияла ему гордая Киевская Русь - творение Владимира и Ярослава. Память о ней убеждала наших предков в том, что их усилия не пропадут зря, что мы, украинцы, способны сами быть хозяевами в своем доме, а всем пришельцам - нельзя!
Формирование государственнической традиции стало главной задачей всех сознательных украинцев. Среди них - имя И. А. Кочерги, творчество которого не давала погаснуть огоньку этой традиции во времена сталинского мрака, а после окончания Второй мировой войны заиграла ей осанну прекрасной драматической поэмой «Ярослав Мудрый».
На первый взгляд, даже немного странно, что тогда могла появиться пьеса, в которой прославляется киевский князь, где подчеркнуто, что именно на берегах Днепра-Славуты утвердилась могучее государство, где строятся церковные храмы, а среди них - София, где полноправными героями - ученые монахи со Святым
письмом на руках.
Однако не следует удивляться. Мобилизуя на борьбу с фашизмом все возможные ресурсы человеческого духа, Сталин был согласен закрыть глаза даже на то, что патриотизм, освященный веками, - сила, мощнее советский
пафос.
Все нити действия в пьесе ведут к ее центральной фигуры. Ярослав - мудрый державобудівник. Этой задаче он подчинил свои думы и поступки. Особенно наглядно шкала ценностей князя оказывается в ситуациях выбора.
Когда встает дилемма: послать Елизавету вместе с Гарольдом в Норвегии или оставить молодоженов у себя, - Ярослав долго взвешивает. И приходит к выводу: такой сильный варяг, как Гарольд, в Киеве будет опорой другим варягам, а это - угроза государству, ибо варяги хотят «вновь исландскую сестру на тихую Русь, как древле, опустит». Поэтому князь прощается с любимой дочерью, которая вскоре умрет на чужбине от тоски по родному краю.
Даже жену Ингигерде, которая оказывается замешанной в варяжских интригах, князь готов отправить в монастырь. Не щадит он тех, кто не оправдал доверия. Поэтому лишает власти в Новгороде Інгігердиного свояка Ульфа, который потерял рать и славы не снискал.
«Русь понад усе!» - любил говорить князь. Эта его твердость в отстаивании главной моральной ценности (ведь когда не будет государства - тогда пошатнутся и все другие идеалы) - захватывает героев пьесы, передается им. Лучше всего это проиллюстрировать ситуацией выбора.
Монах Никита, сын новгородськогсГпосадника Константина, несправедливо (бывало и такое) наказанного Ярославом, прибыл в Киев, чтобы по-мстить князю за отца. Однако он видит, каким нужным и незаменимым для Руси Ярослав - и меняет свое решение. Никита не подвергается провокационным уговорам новгородских мужей Ратибора и Давида, идет в княжескую дружину и погибает за державу.
За нее же отдает жизнь под ножом врага Милуша, а ее возлюбленный Журейко скачет в степи, чтобы расширять на юг границы государства.
Вечно сокрушаться Журейко за милой. Любовь и верность - непреходящие ценности, восхвалены в пьесе. Героический Харальд с мечом в руке обходил далекие страны, чтобы славой получить право на руку Ярославової дочери. Но не золота и даров хочет Елизавета себе как брачный подарок - поэтическое слово, только рожу или тюльпан из могилы певца Иоанна. Вот где настоящие ценности - поэтическое слово, вдохновленная Богом мудрость - София!
Ярослав не жалеет ради Псалтири - книги - ста золотых гривен. А за них можно было купить целую деревню. Он собирает библиотеку, которая, к сожалению, со временем сгорит в пожарище монгольского нашествия, и для этого удерживает при себе монахов-переписчиков. Один из них, Сильвестр, постоянно помогает князю советами. И сам правитель никогда не забывает о Боге. Так сливаются идеалы государственный и христианский. Своим могуществом Киевская Русь обязана в большой степени Христовой вере. Поэтому закончить хочется словами, в которых Ярослав словно заключает моральные ценности и идеалы наших предков:
... В моих руках вся Русская держава
Вновь собранная, единственная и прочная.
Она стоит, словно праздника стена,
Как защита всех народов христианских,
И всех сокровищ ученой возрастных...