Ответ на этот вопрос будет зависеть от того, как оценивать понятие
жизни и чести. Для меня Жюльен Сорель - личность. Он борется не только за
кар’интерьера, вопрос гораздо
сложнее: он хотел утвердиться в обществе, быть признанным им, но был чужим
в той среде, и как выходец из социальных низов, и как человек одаренный,
которая не хочет растворяться в мире посредственностей. У Сореля ответственность за
все, что происходит в жизни, и понимание находятся в моральной плоскости. Смысл
того, что происходило в сцене обеда у Вально стал для него обвинением против
всех порочниз людей, которые собрались в Вальню. Он один выступает против всех, но
главное, что, по мнению автора, оправдывает Жюльена, - это благородство его сердца,
великодушие, чистота, и это есть самое ценное в человеке.
Приїхавшт до Безансона, Жюльен подошел к воротам семинарии и подумал, что
это - земной ад, из которого уже не выйти. Он был недалеко от истины, но не имел
другого пути. Несмотря на все издевательства он не стал підлотником в семинарии и
оправдал доверие аббата Пірара.
Жюльен никогда не сможет понять людей из высшего общества: слишком
там много показного, слишком марнослів’я... Наполеон, о котором он мечтал, - это уже прошлое,
ему на смену пришли торговцы, истинные герои тогдашней епохм. Этим людям смешные
и ненужные выдающиеся таланты и героизм - все то, что дорого Сорелю. Ожидая
казни, отказавшись от помилования, он понимает, что единственным стимулом,
руководил его поступками, было честолюбие. Он недоволен
собой...
Делая центром изображения конфликт талантливой личности с буржуазным
обществом, Стендаль выдвигает против него убийственный аргумент:если общество
может доводить таких людей, как Сорель, к гибели, то такому обществу мажь
быть вынесен суровый приговор.
Жизнь Жюльена Сореля, который отказался от помилования и предпочел
умереть, чем просить поблажливости в общества, где процветают люди вроде
Реналя и Вальню, подтверждает мысль произведения: главный герой романа «Красное и
черное» - личность!